Цены полетели

Распродажи, акции и скидки: бизнес адаптируется к кризису
Реальные доходы россиян начали падать с конца 2014 года — впервые за последние 15 лет. Негативный тренд держался весь прошлый год, каждый новый месяц был хуже предыдущего. Итоги за год еще не подведены, но, по данным Росстата, в ноябре 2015 года по сравнению с октябрем реальные доходы населения снизились на 1,9%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 3,5%. И, уверены аналитики финансового рынка, эти цифры весьма приукрашены: реальное падение доходов на фоне инфляции в 15-20% значительно выше. Люди стали жить хуже, ограничили себя в тратах. Это остро почувствовал на себе бизнес: в торговых сетях и торгово-развлекательных объектах отмечают, что средний чек на одного человека уменьшился. В этих условиях между компаниями обострилась конкуренция, и бизнес ищет новые пути сохранения объема продаж.

Покупки в январе являются одними из самых выгодных: после новогоднего ажиотажа компании стараются активизировать спрос населения настоящими скидками, а люди подходят к тратам более взвешенно.

Продукты остаются востребованными

Одно из самых выгодных положений на рынке ритейла в настоящее время занимают торговые сети — супермаркеты и гипермаркеты: как ни крути, а при любом снижении доходов от еды люди не откажутся, даже несмотря на то, что продукты питания постоянно дорожают. Да, будут более разборчивы, внимательнее будут смотреть на ценники, отдадут предпочтение более дешевым торговым маркам, но покупать продукты будут. В этих условиях крупные торговые сети делают ставки на продукцию собственного производства. Если раньше товары под собственной торговой маркой можно было встретить только у федеральных ритейлеров, то сейчас они появились и у местных сетей. Так, в сети супермаркетов «Слата» работает одноименный бренд на продукты: крупы, макароны, сладкое и другие товары. В гипермаркете «Лента», который открылся в Иркутске в декабре в ТРЦ «Сильвер-Молл», есть сразу две собственных торговых марки: «365» и «Лента». По словам генерального директора «Ленты» Яна Дюннинга, который приезжал на открытие, одинаковые товары собственной торговой марки и других производителей могут отличаться в цене на 15-20%. Правда, как выяснил корреспондент «АН» при сравнении ценников, это правило работает только по отношению к товарам из других регионов России.

Если же сравнивать стоимость продукции под собственной торговой маркой и цену товаров местных производителей, то родной региональный продукт очень часто оказывается дешевле.

Об этом же говорит и стратегия сети фирменных магазинов «Николаевский» — крупной торговой сети из Улан-Удэ, которая в этом году зашла в Иркутск: «Привлечение клиентов происходит за счет сдерживания цен на товары собственного производства», — сообщили в компании.

Еще один мощный тренд на рынке продовольственного ритейла — открытие продуктовых дискаунтеров. Эксперты поясняют, что это магазины с минимальным уровнем сервиса. Обычно они похожи на склады: высокие потолки, повсюду стоят коробки, нет витрин, товар не фасуется, а продается либо коробками, либо в заводской упаковке. Тут нет персонала, который приветливо расскажет вам, где найти тот или иной продукт — лишних людей здесь вообще не держат. Собственно, за счет сокращения всех издержек у дискаунтеров получается держать цены ниже среднерыночных. Правда, и ассортимент здесь небольшой: в зависимости от сети — от 600 до 1300 наименований, в основном товары повседневного спроса. Этот формат пока не сильно развит в Иркутске. В городе работает несколько магазинов красноярской сети «Светофор», а сейчас популярность набирает сеть «Хлеб-Соль», новый проект торговой сети «Слата». Пока в регионе открыто 15 магазинов «Хлеб-Соль», однако уже к концу 2016 года компания намерена открыть еще 32 дискаунтера. Это подтверждает, что формат популярен, особенно в кризис, когда люди жестко затянули пояса.

Торгующие в пустоте

В других сегментах рынок ритейла выглядит довольно грустно. В Иркутске ситуация сложная сразу по двум причинам. Первая, внешняя причина — экономический кризис, который охватил всю страну. Вторая причина носит внутренний характер и связана только с нашим иркутским рынком: за короткий период в городе выросли сразу несколько крупных торгово-развлекательных объектов, покупателей на которые попросту не хватает. Самым ярким примером этому служат два ТРК: «Джем-молл» в Свердловском районе, который пустует примерно наполовину, и ТРК «КомсоМолл» в центре города. «КомсоМолл» официально открылся год назад, в конце января 2015 года, и выглядел удручающе: на фоне пустых торговых галерей редкие рабочие павильоны попросту терялись. Однако за год работы ситуация несколько улучшилась: здесь открылся гипермаркет «Окей», крупная федеральная торговая сеть «Детский мир», спортивный магазин «Спортмастер» и другие объекты. И хотя пустых павильонов все еще довольно много, ТРК заметно ожил. Во многом благодаря организации событийных мероприятий. В разное время в «КомсоМолле» проходила рождественская ярмарка подарков ручной работы, танцевальный марафон, кастинг двойников фильма «Игра престолов», несколько автомобильных акций — все это привлекло дополнительный интерес со стороны потенциальных покупателей. Чего объекту не хватает, так это развлекательной составляющей: эксперты уверены, что появление кинотеатра сгенерировало бы дополнительный поток посетителей.

Не менее активно, но несколько в другом ключе стимулирует покупательский спрос ТРК «Модный квартал». Этот объект занимает самое выгодное местоположение из всех действующих в городе, но, несмотря на это, заманивает покупателей регулярными лотереями и розыгрышами. Это хороший ход: люди, нацеленные на покупку определенного товара, охотнее сделают это там, где им предложат дополнительную выгоду.

Сократилось потребление крупных товаров для дома — бытовой техники и мебели. В отношении техники для дома компании берут рекламой: крупные игроки здесь — федеральные бренды, информация о которых сыплется на покупателей и с экранов телевизоров, и по радио, и с баннеров. Но действительно выгодные предложения здесь надо тщательно отслеживать.

Довольно часто компании вначале повышают цену на определенный товар, а потом объявляют на него грандиозную скидку, и выгода в итоге получается сомнительной

(кстати, так делают не только сети бытовой техники — в этом же была замечена сеть магазинов «Л’Этуаль», объявившая в декабре скидку до 40%). Что касается мебели, то здесь бизнес ведет себя честнее и не прибегает к таким методам: компании устраивают различные праздничные скидки, не предваряя их наценкой. Сергей Галеев, представитель мебельного центра «Москва», отмечает, что активировать покупательский спрос можно за счет хорошей работы: «Надо удовлетворять спрос населения, чем мы и занимаемся. Тщательно работаем над ассортиментом, постоянно привозим новинки. Создаем уютную атмосферу в торговом центре, чтобы покупатели, приходя сюда, чувствовали себя как дома, — перечисляет он. — И, конечно, разрабатываем специальные акционные предложения на ряд товаров».

Опыт 2015 года показал: откладывать покупки на более поздний срок сегодня невыгодно. Пока будешь ждать, с большой долей вероятности нужный тебе товар подорожает — это касается практически всех групп товаров, от одежды и обуви до техники. Поэтому покупки в январе являются одними из самых выгодных: после новогоднего ажиотажа компании стараются активизировать спрос населения настоящими скидками, а люди подходят к тратам более взвешенно.

Альбина Хатова