Цены на бензин снизились на копейки
Сейчас в разгар уборочной страды на автозаправочных станциях «Иркутскнефтепродукта» (дочернее предприятие нефтяной компании «ЮКОС» — оптового поставщика горюче%смазочных материалов на АЗС Приангарья) — бензин Аи%95 стоит 11 руб., Аи%92 — 9,6, А%80 — 7,7, дизтопливо — 8 руб.
В мае розничные цены на бензин в Иркутске выросли в среднем на 35%. К середине июня цена бензина Аи95 увеличилась с 8,5 до 11,25 руб. за литр, Аи-92 поднялся в цене с 7,2 до 10 руб., (на некоторых АЗС к концу июня цена Аи92 доходила до 10,5 руб.), А80 — с 5,8 до 8,25 руб. Эксперты утверждали, что рост цен был сезонным. Спрос на бензин в июне обычно на 15% превышает спрос в январе, а в августе–сентябре объемы продаж превышают июньские показатели в среднем на такую же величину. Второй причиной скачка цен был рост акцизов и ставок единого налога на вмененный доход для АЗС. В структуре цен на бензин более 50% стоимости составляют налоги. Увеличились тарифы на электроэнергию, и были сняты некоторые ограничения на экспорт нефти, что не могло не отразиться на цене ГСМ.
Рост цен сопровождался апокалиптическими прогнозами в центральных и местных СМИ, но особых потрясений не произошло. В Иркутске протест против повышения оптовых цен на топливо вылился в некое подобие забастовки — 16 мая 35 частных автозаправок закрылись на пять часов.
Лето было периодом относительной стабильности. По информации комитета цен областной администрации, розничная стоимость на бензин снижалась в июле и августе, но «недавно вновь немного поднялись в связи с началом уборочной». По данным «Ъ», если розничный рынок и отреагировал на начало уборочной незначительным повышением цены, то это событие прошло незамеченным. По данным газеты «Автомаркет», начиная с 1 августа, цены на все виды бензина снижаются. Кстати, в этот день на большинстве АЗС бензин подешевел на 30 копеек. В третьей декаде августа цены на основные марки снизились в среднем еще на 10 копеек.
По мнению владельцев АЗС, опрошенных обозревателем газеты, причины долгожданного снижения — обострение конкуренции и уменьшение объемов продаж. АЗС любыми способами стремятся привлечь как можно больше клиентов — предлагают обзавестись дисконтными картами, воспользоваться дополнительными услугами, проводят лотереи…
Менеджеры «Пулойла» предполагают, что, несмотря на уборочную кампанию, цены существенно не увеличатся. Рост если и будет, то «копеечный». Вряд ли до конца года сложится такая ситуация, что цены на популярные марки бензина взлетят на 1-2 рубля. Впрочем, в «Пулойле» не дают никаких гарантий.
Сейчас в разгар уборочной страды на автозаправочных станциях «Иркутскнефтепродукта» (дочернее предприятие нефтяной компании «ЮКОС» — оптового поставщика горюче%смазочных материалов на АЗС Приангарья) — бензин Аи%95 стоит 11 руб., Аи%92 — 9,6, А%80 — 7,7, дизтопливо — 8 руб. Мелкие заправки стараются равняться на «большого брата». Хотя на некоторых АЗС А%80 стоит дешевле на 10 копеек, а дизтопливо — на 50.
По словам эксперта «Ъ», нефтепереработчики привыкли к сезонному росту цен, это считалось аксиомой. Но последние два года в самое горячее время цены на бензин оставались неизменными или увеличивались незначительно (исключение составил нынешний майский всплеск). Возможно, относительная стабильность внутреннего рынка ГСМ является следствием высоких цен на нефть.
Объяснение хоть и не лежит на поверхности, но, тем не менее, является достаточно простым. Высо кие цены на нефть на мировых рынках стимулируют российские компании увеличивать объемы добычи. Из-за ограничений на поставку нефти за рубеж появляются излишки. Дополнительные объемы сырья компании перерабатывают в топливо, которое уходит на внутренний рынок. Но российские потребители, развивающиеся менее интенсивно, не в состоянии освоить такое количество ГСМ. В результате предложение превышает спрос, следствием чего является стагнация цен или их колебание в сторону понижения.
Последние два года в нефтяной промышленности России наблюдается инвестиционный бум. Компании вкладывают огромные средства в модернизацию оборудования. Темпы развития этой отрасли впечатляют, чего не скажешь об отраслях, потребляющих продукцию нефтедобытчиков и нефтепереработчиков.
Так, в 2003 году нефтяные компании намерены увеличить производство топлива на 10,7–12,9% и по-прежнему активно будут обновлять изношенное оборудование. Такая оценка содержится в «Прогнозе социально-экономического развития РФ», опубликованном Минэкономразвития.
Поэтому не лишены оснований предположения о том, что российский топливный рынок будет «перенасыщен» и в будущем. Это значит, что изменение цен на ГСМ не будет резким в обозримом будущем. Возможен вариант развития событий, когда оптовые цены на горючее будут неизменными в течение нескольких месяцев, несмотря на инфляцию. В итоге инфляционная составляющая цены на бензин может сыграть с автолюбителями злую шутку. Нефтяные компании могут компенсировать свои потери, существенно увеличив цены в один день. Как это мы уже наблюдали в мае.
С предположением о том, что цены на горючее будут стабильными в ближайшем будущем, согласились в иркутском предприятии «Пулойл», владеющем крупным автозаправочным комплексом. В «Пулойле» корреспонденту «Ъ» сообщили, что цены плавно снижаются последние две недели. Перед этим было зафиксировано небольшое повышение. По сравнению с концом июля цены снизились на 4-5%. Аи-92 сейчас стоит 9,6 руб. («старая» цена — 10 руб.), А-80 — 7,7 руб. (8,2), дизельное топливо — 7,5 руб. (8).
Менеджеры «Пулойла» предполагают, что, несмотря на уборочную кампанию, цены существенно не увеличатся. Рост если и будет, то «копеечный». Вряд ли до конца года сложится такая ситуация, что цены на популярные марки бензина взлетят на 1-2 рубля. Впрочем, в «Пулойле» не дают никаких гарантий.
Примерно тот же прогноз «Ъ» получил от главного редактора специализированной газеты «Автомаркет» Игоря Верхозина. Он предположил, что роста цен на бензин, подобного майскому, скорее всего не будет. Постоянно отслеживая изменения цен в столице Приангарья, эксперт отмечает: велика вероятность того, что до конца года цены увеличатся на несколько процентов или вовсе останутся неизменными. И уже никто не сомневается в том, что цены никогда не вернутся на докризисный (апрель-начало мая) уровень. С учетом недавней уценки бензин все равно стоит на 29–33 % дороже, чем в апреле.