Царская дорога получит продолжение

Ремонт Байкальского тракта с 12 по 29 км будет стоить 3 млрд рублей
На сайте госзакупок объявлен аукцион на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги «Иркутск — Листвянка» на участке 12-29 км. Его стоимость — более 3 млрд рублей. При том что в первый этап реконструкции Байкальского тракта уже вложено 1,5 млрд, еще один дорогостоящий этап вызывает явное раздражение у населения: на дорогах Иркутска и в его окрестностях и так множество проблемных зон. АН разбирался, так ли нужно «закапывать» деньги в Байкальский тракт, или есть другие объекты, более достойные инвестиций?

Байкальский тракт — это вложения на перспективу, безусловно, необходимые, но не прямо сейчас. Фото Евгения Козырева

Начальный этап

К концу подходит реконструкция участка с 8 по 12 км дороги «Иркутск — Листвянка». Здесь были проведены грандиозные работы: серьезно расширено дорожное полотно, построено два путепровода. К этому проекту население Иркутска отнеслось весьма неоднозначно. Во-первых, людей смутила стоимость работ: всего четыре км дороги обошлись в 1,529 млрд рублей! В народе трассу тут же окрестили «царской дорогой» и «золотыми километрами». Во-вторых, жители коттеджного поселка «Молодежный», которые изначально были рады расширению дороги, незадолго до окончания проекта стали высказываться против него: оказалось, что придуманные развороты и путепроводы значительно усложняют для них выезд в сторону города. Однако сделанного не исправишь: 30 октября все работы должны быть завершены. Людям придется приспосабливаться к новым условиям.

Недовольные много говорили о том, что в первую очередь «царская дорога» построена для жителей элитного коттеджного поселка Greenland, где, кстати, проживает врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко. Совпадение это или доля истины в таких мнениях есть, сейчас уже спорить бесполезно.

Региональные власти не донесли до народа стратегическое значение реконструкции Байкальского тракта. В январе, когда Николай Слободчиков, первый заместитель председателя правительства региона (в настоящий момент — врио), заявил о начале работ, он подчеркнул, что реконструкция Байкальского тракта проводится именно в рамках развития иркутского авиатранспортного узла. Когда же будет реконструирован сам узел — другой вопрос. На него правительство региона упорно не отвечает. И поэтому в головах у людей вертится невысказанное: неужели нельзя было пустить деньги на те проблемные участки дорог, где острая ситуация стоит уже сейчас?

Примеров таких проблемных участков — масса. Многомиллиардный проект Маратовской развязки, который последние четыре года не сходит с языков чиновников, но при этом не двигается с места. Выезд из города в сторону Качугского и Александровского трактов, который стоит вне зависимости от пиковых часов. Иркутяне хорошо помнят 9 мая, когда весь город ломанулся на шоу «Крылья победы» на аэродром в Оек. По рассказам людей, они стояли в дорожном заторе по четыре-пять часов!

Требует реконструкции участок дороги на улице Сергеева в районе ТРК «Джем-Молл» и строящегося ТРЦ «Сильвер-Молл» — там сформировалась масштабная торговая зона, куда ежедневно стекаются не только жители Свердловского района, но и других районов Иркутска. И это перечень болевых точек только областного центра. По региону в целом территорий еще больше. Думаю, каждый житель Приангарья понял бы, если бы столь масштабное финансирование было выделено, например, на строительство моста через реку Витим, который обеспечит транспортной доступностью весь Бодайбинский район. Но деньги выделили на четыре километра Байкальского тракта.

Продолжение следует

Страсти по Байкальскому тракту продолжают кипеть.

Оказалось, что объявлен аукцион на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги «Иркутск — Листвянка» на участке 12-29-й км. Соответствующая информация появилась на сайте госзакупок 14 сентября.

Начальная цена контракта — 3 млрд руб. Срок принятия заявок заканчивается 30 сентября, торги состоятся 5 октября. Завершение работ по контракту запланировано на 30 октября 2017 года. Заказчиком выступает ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области». Как указано в документации, из областного бюджета на эти цели будет выделено 1,149 млрд руб. (в 2016 году — 817,88 млн руб., в 2017-м — 332,2 млн). Остальные средства на реконструкцию будут направлены из федерального бюджета. В пресс-службе министерства строительства и дорожного хозяйства Иркутской области подтвердили, что деньги на реконструкцию участка уже выделены.

Весьма противоречивый проект уже породил волну споров. Для объективной оценки ситуации АН обратился к специалистам в области транспортного планирования. Александр Михайлов, профессор кафедры логистики на транспорте Иркутского национального исследовательского технического университета, считает, что вложения в дорожную инфраструктуру Иркутского района — правильные инвестиции в настоящее время. «Каждый год Иркутский район разрастается на 5 тыс. человек, так как покупка жилья там обходится дешевле, чем в городе. При этом работают люди в основном в Иркутске, сюда же возят детей в садики и школы — так создается ежедневная маятниковая миграция, которая дает нагрузку на въезд-выезд в город в часы пик. Нагрузка на дороги колоссальная», — объяснил эксперт. Но он напомнил, что Иркутский район — это не только дорога «Иркутск — Листвянка», но и Качугский тракт. «Необходимо расширять Качугский тракт — транспортный поток там огромный, а развязки к нему на выезде из города никакие», — добавил Александр Михайлов. Какой из объектов первоочередно нуждается в расширении? На этот вопрос эксперт затруднился ответить, сказав, что логично было бы выбрать то направление, где живет больше людей.

Арифметика сравнялась

Численность населения Иркутского района действительно постоянно растет.

Согласно данным «Википедии», на 1 января 2015 года здесь проживает 107,01 тыс. человек. В 2014 году число жителей составляло 103 тыс. человек, в 2013 — 96 тысяч, в 2012 — около 90 тысяч. А за последние 13 лет район вырос почти вдвое: на 1 января 2002 года здесь проживало всего 59,85 тыс. человек.

Точных данных о том, каково население муниципального образования Молодежное, нет. Как сообщается на сайте МО, на начало 2015 года в поселке Молодежный проживало 8,98 тыс. человек (в 2012 году — 7,17 тыс. человек, 2011 год — 6,69 тыс., в 2010 — 6,41 тыс.). В поселке Новая Разводная на 2010 год проживало 1,3 тыс. человек, более поздних сведений найти не удалось. Плюс к этому по Байкальскому тракту располагается множество других небольших коттеджных поселков (от 20 до 60-70 домов в каждом). Также до 2020 года ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» планирует возвести порядка 500 тыс. кв. м жилья в Новолисихе, Бурдаковке, Патронах и Пивоварихе, и все эти объекты тяжелым бременем лягут на Байкальский тракт. Туристическую нагрузку с автодороги также никто не снимает. Однако все самые крупные поселки — Молодежный и Новая Разводная — уже обеспечены транспортной доступностью: для них построили четыре золотых километра дороги.

Что касается ситуации с Качугским трактом, то там дела идут не лучше. В селе Хомутово официально проживает 15,9 тыс. человек (данные 2014 года), а неофициально численность населения перевалила за 17 тысяч. Территория вокруг поселка разрастается за счет строительства коттеджных поселков. В другом крупном населенном пункте — селе Оек — проживает более 6,3 тыс. человек. Не говоря уже о том, что Качугский тракт ведет к поселку Усть-Ордынскому (с населением 14,4 тыс. человек на 1 января 2015 года). В этом направлении также немало и других деревень, а вот дачных поселков нет совсем. Но сезонная нагрузка просто колоссальна из-за другого — эта дорога ведет в сторону МРС и острова Ольхон, а значит, она важна как для местных жителей, так и для туристов. И тем не менее обеспечением ее доступности для людей никто не занимается.

Спорить, какая дорога сейчас нуждается в большем финансировании, сложно. Байкальский тракт — это вложения на перспективу, безусловно, необходимые, но не прямо сейчас. Пока миллиарды рублей будут закапывать в дорогу, по которой приятно разве что раз в месяц прокатиться до Листвянки, тысячи людей ежедневно будут стоять в пробках на выезде на Качугский тракт. И ни один чиновник не объяснил жителям Иркутска и Иркутского района, почему в первую очередь решили развивать ту дорогу, а не эту. Растет непонимание, а от него копится раздражение. На таких фактах и созревают протесты.

Екатерина Головина