C протянутой рукой

Путешественник из Москвы Антон Кротов уже более 20 лет перемещается по всему миру с помощью автостопа. Этот вид передвижения, по его мнению, позволяет не только значительно уменьшить бюджет поездки, но и взглянуть на жизнь в разных уголках планеты изнутри. На встрече с иркутянами путешественник рассказал о том, как организовать самостоятельную автостопную поездку и о нюансах передвижения таким способом.

Начинающим автостопщикам Антон Кротов рекомендет начать преодолевать небольшие расстояния в пределах своей родной страны.

Антон Кротов стал путешествовать автостопом еще в начале 90-х, когда это движение только начинало зарождаться в России. В 96-м году он вместе с товарищем отправился этим способом из Москвы в Магадан, в 97-м году побывал в Иране, а в 99-м поехал в свою первую африканскую экспедицию. Ежегодные путешествия, во время которых автостопщик посетил более 80 стран мира, он описывает в своих книгах (уже напечатано свыше 40 изданий). У Антона нет жены и детей, за свои 38 лет он никогда не работал в привычном понимании слова, а его единственным доходом являются средства с продажи собственных произведений. Такой образ жизни подойдет редким типажам, но его советы и рекомендации могут быть полезны многим путешественникам.

Кто останавливается и сколько ждать

— Вид транспорта, который подвозит автостопщиков, напрямую зависит от места и страны, где вы голосуете. К примеру, в районах Пакистана, скорее всего, остановятся расписные пакистанские грузовики, а по зимнику на Нарьян-Мар — «Уралы» и «Кировцы». Конечно, в России путешественникам следует больше всего рассчитывать на фуры дальнобойщиков. Однако в Подмосковье и в окрестностях больших городов нередко тормозят «легковушки», иногда попадаются и вполне дорогие машины. После того как автомобиль остановился, нужно обязательно поздороваться и сказать коронную фразу: «Можно с вами проехать бесплатно по трассе до туда-то». Водители в таких случаях обычно понимают вашу сущность. Если же после того, как вас довезли до места, с вас попросили деньги, лучше всего не встревать в конфликт и заплатить. Я плачу по автобусным тарифам — примерно 2 рубля за километр.

Начинающим автостопщикам рекомендую начать преодолевать небольшие расстояния в пределах своей родной страны. Выбирайте маршрут, проходящий по оживленным дорогам, даже если он окажется длиннее прямой линии, начертанной на карте. Из Новосибирска в Киев, равно как из Питера в Казань, быстрее всего ехать через Москву. Предпочтительны трассы, обозначенные как магистральные или федеральные; по дорогам местного значения старайтесь ездить поменьше. Плотность потока в одну машину за две-три минуты оптимальна. Если автомобилей слишком много, то «беручесть» может снизиться. К примеру, между Владивостоком и Уссурийском в час пик проходило до ста машин, практически бампер к бамперу, и у нас получилось уехать только после пары часов.

Вообще, на моей практике ожидание транспорта длилось от нуля минут до четырех суток. Несколько дней мы впятером прождали транспорт в Судане, попав в эту страну в праздничные дни. Более суток ждали на 28-й буровой в Заполярье, нас было 14 человек в занесенном снегом вагончике. Один ПЛАСовец (из Петербургской лиги автостопа — Al) 28 суток ожидал попутный самолет в Номе (Аляска). Другой мой товарищ примерно столько же провел в деревне Мао (Республика Чад), высиживая машину в Нигер. А вот супруги-путешественники уплыли на попутной яхте в Кабо-Верде после годичного сидения в Сенегале. Но, конечно же, все эти люди не стояли, как столбы, в аэропорту, на дороге или пристани. Они занимались своими делами, куда-то ездили. При этом не забывали осведомляться, не ожидается ли транспорт в нужную им сторону. Расслабленность и терпеливость — самые важные качества для автостопщиков.

Для обывателей Африка — это такое дурацкое пятно на карте, напоминающее своей формой клопа без ножек. Считается, что здесь можно заболеть малярией и СПИДом, нарваться на вооруженную банду и умереть от нехватки воды.

Места, где автостоп затруднителен

Конечно, в некоторых странах есть определенные места и дороги, где автостоп запрещен. К примеру, в южной половине Египта и на Синайском полуострове полицейские мешают «стопить» иностранцам, и путешествие там превращается в игру в прятки со стражами правопорядка.

Практически ничего неизвестно об автостопе в таких странах, как Северная Корея, Бутан, Бахрейн, Кувейн, Катар, Ливия, центральное и восточное Сомали, Либерия, Сьерра-Леоне, а также во многих мелких островах в Тихом океане и Карибском бассейне. Причины, как правило, две — отсутствие транспортного разнообразия в пределах этих государств и их изолированность от других уголков Земли. К сожалению, международный гидростоп (вольное плавание на попутных грузовых судах — Al) практически не развит. Дело в том, что капитан судна не может самостоятельно принять решение о перевозке гидростопщика: ему нужно связаться со своим агентом и директором пароходной компании, которая находится обычно на другом конце света. Провести такие глобальные переговоры в течение нескольких часов, пока пароход стоит под погрузкой, вряд ли возможно.

Внутри одной страны плавать значительно проще. Так мы уплыли из Магадана в порт Ванино на морском пароходе, попали на Камчатку из Владивостока; по Анголе из Лобито в Луанду. А в Индонезии несколько лет назад я сменил два десятка самых разных плавательных средств. Но вот бесплатно уплыть на обычном международном грузовом пароходе из одной страны в другую мне ни разу не удавалось.

Дурацкое пятно на карте

Больше всего мне нравится путешествовать автостопом по африканским странам. Для обывателей Африка — это такое дурацкое пятно на карте, напоминающее своей формой клопа без ножек. Считается, что здесь можно заболеть малярией и СПИДом, нарваться на вооруженную банду и умереть от нехватки воды. Однако в ходе моей последней поездки в прошлом году я в очередной раз убедился, что каждая из 54 стран самого жаркого континента по-своему неповторима и прекрасна.

Судан — гостеприимное государство, в котором люди до сих не знают, что такое деньги и время. Местные жители никуда не торопятся и, несмотря на бедность, живут в наивной вере и с добрыми помыслами. Каждый раз, когда мы голосовали на трассе, местные жители выносили нам чай, а иногда и даже кровати, чтобы мы могли отдохнуть. В Кении старинная архитектура очень органично сочетается с шалашами, в которых живет большая часть населения. Там много «отелей» — разваливающихся хижин с вывесками типа Super-hotel и Golden dreams hotel. В Мадагаскаре люди бережно относятся даже к тому, что в других странах сочли бы за мусор. Например, местные продают здесь для вторичного использования грязные консервные банки и пустые бутылки, куски разбитых зеркал, есть даже распродажи обуви без пары. Если приезжий подарит мадагаскарцу свою футболку, то, скорее всего, ее увидят еще внуки этого человека. После длительной носки любая вещь разрывается на многочисленные тряпочки, вплоть до совсем миниатюрных, которыми здесь принято протирать стекла машин. В путешествии по странам Африки ты словно перемещаешься на машине времени на два-три столетия назад. Люди здесь до сих пор плавают на безмоторных лодках, ходят с канистрами за водой за десятки километров от дома и зарабатывают на жизнь преимущественно ручным трудом.

Деньги и вещи

— Универсально полезные вещи в любой дороге — мозги и рюкзак. Лично я большой барахольщик, в поездки по Африке и Азии брал с собой по 15-18 кг груза. Если вы отправляетесь в путешествие больше чем на два месяца, не стоит особо беспокоиться о комплектности вещей. Ненужное все равно потеряете, подарите или выбросите, а если какая-то вещь на вашем маршруте реально нужна, то вы ее купите, найдете или получите в подарок. И спустя несколько недель вы обнаружите в вашем рюкзаке идеальный комплект вещей, отобранный естественным путем.

По моим наблюдениям, один месяц любого производительного труда в Москве (и, возможно, чуть дольше в других городах России) приносит денег на полгода непринужденных путешествий по странам второго и третьего мира. А вообще расходы во время путешествия строго пропорциональны вашим затратам дома.

Под конец поездки человек переходит в безденежный режим. Этого этапа не нужно бояться. Когда все ваши деньги полностью перейдут на поддержание экономики окружающего мира (вы их потратите или их украдут), то совершенно незнакомые люди, узнав, что вы путешественник, будут дарить вам еду и местную валюту.

Также важно понимать, что деньги и время — взаимозаменяемые ресурсы. Чем большим количеством времени вы располагаете, тем меньше денег вам понадобится, и наоборот. К примеру, можно из Иркутска до Москвы добраться автостопом за 15 дней, на собственном автотранспорте за пять дней и на самолете за пять часов. Траты за проезд будут обратно пропорциональны вашему выбору — от 0 до 15 тыс. рублей.

Если вас не понимают, говорите по-русски

Английский язык, рассматриваемый многими людьми как международный, по моим наблюдениям, вовсе не является таковым. Этот язык знают интеллигенты, представители турбизнеса, учителя, работники посольств, студенты-отличники. Большинство же простого населения, водителей машин и фермеров, с которыми вы будете часто иметь дело во многих странах мира, владеют только своим родным языком. Самые популярные в мире фразы — «Hello, mister» и «Give me money». В Эфиопии же не знают и этого — единственное английское выражение, известное каждому эфиопу с двухлетнего возраста, — You. Его любят бесконечно произносить, увидев белого человека.

В ходе общения с людьми из разных стран я выучил несколько сотен слов на арабском, фарси, индонезийском, десятки слов на урду, турецком, амхарском. Перед поездкой в какую-то неведомую страну советую записать несколько полезных фраз на местном языке — «денег нет», «подвезите по трассе», «можно спать здесь», «еду прямо». Если водитель остановившейся машины вас не понимает, обратитесь к нему по-русски. Во-первых, ваша интонация будет правильной; во-вторых, бывает и такое, что автомобилист или кто-то из пассажиров и впрямь поймет; в-третьих, в русском языке существует много интернациональных слов, и есть шанс, что ваш собеседник догадается, о чем речь.

В одной деревне Сирии мы застопили попутную машину, но водитель не понял, что мы от него хотим. Не взяв нас, он свернул в проулок. Через какое-то время возвращается к нам уже вместе с человеком, говорящим по-английски. В итоге наши новые знакомые пригласили к себе домой, где накрыли для нас большой стол, а напоследок даже отвезли в соседний город, куда нам нужно было попасть. И все совершенно бесплатно.