Бюджетный кризис

20 декабря Законодательное собрание (ЗС) Иркутской области, казалось бы, окончательно приняло региональный бюджет на 2008 год. При его принятии депутаты решили самостоятельно изыскать средства на финансирование программы газификации региона, программы модернизации системы ЖКХ и ряда других областных обязательств. Однако губернатор не согласился с решением депутатов.

Губернатор не хочет подписывать принятый на сессии бюджет. Фото Евгения Козырева

В качестве первого вопроса на сессии был рассмотрен новый проект программы газификации региона на 2008-2010 годы, который представлял первый замглавы администрации области Юрий Параничев. Напомним, что на октябрьской сессии депутаты завернули предыдущий вариант проекта, представленный начальником департамента по развитию промы­шленного комплекса обладминистрации Александром Суходоловым. По словам господина Параничева, общая стоимость проекта составляет почти 5,5 млрд рублей. Более половины необходимых средств выделит ОАО «Газпром». Затраты области составят 2,6 млрд рублей, в том числе в 2008 году — 225 млн рублей, в 2009 — 928 млн рублей, в 2010 — 1 млрд 447 млн рублей. В рамках программы планируется выполнение проектно-изыскательских работ по объектам строительства, само строительство на территории Иркутской области. Запланировано создание условий для размещения на территории Иркутской области автомобильных газонакопительных компрессорных и газозаправочных станций. Также в программу заложен экономически целесообразный перевод котельных всех форм собственности на использование природного газа в качестве основного вида топлива. По оценкам специалистов, целесообразным будет перевод на газ 174 муниципальных теплоисточников.

Кроме того, в программе запланирован перевод жилых домов на использование природного газа. Юрий Параничев сообщил, что стоимость подключения одного домовладения составит 20,5 тыс. рублей и более. По словам вице-губернатора, в ближайшие годы планируется газификация Братска, Братского, Усть-Кутского, Качугского, Жигаловского районов и ряда территорий Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Поскольку денег на реализацию данной программы на момент ее обсуждения заложено не было, представители администрации предложили депутатам одобрить ее и включить в постановление ЗС, принимаемое вместе с законом о бюджете. В этом постановлении перечисляются все направления, на которые в момент принятия бюджета нет средств, но которые необходимо профинансировать при поступлении дополнительных средств в региональную казну в течение года.

Однако депутаты сочли, что финансирование этой программы, а также ряда других можно учесть сразу при принятии бюджета на текущей сессии. С инициативой о включении в доходную и расходную части бюджета дополнительных 687,5 млн рублей выступил председатель комитета по собственности и экономической политике Максим Сурнин, которого поддержал еще ряд депутатов. Источником этих средств, по их мнению, должно стать безвозмездное поступление в региональную казну от ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания». Таким образом, они припомнили обещание губернатора области Александра Тишанина о перечислении в бюджет доли региона от продажи второй части пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз». Ранее глава администрации Приангарья утверждал, что эти акции будут проданы в будущем году. Депутаты решили сразу распределить средства от их реализации на первостепенные нужды. В частности, было решено 225 млн рублей из них направить на газификацию, 100 млн рублей — на поддержку сельского хозяйства, а также за их счет в полной мере профинансировать программу модернизации объектов ЖКХ на будущий год и ряд других областных обязательств.

Однако изменения, касающиеся расходов и доходов, могут вноситься в бюджет только в рамках первого чтения. В связи с этим депутаты приняли решение вернуться на этой сессии к первому чтению бюджета, заново его принять, затем сразу принять во втором чтении и в третьем. Представитель губернатора в ЗС Артем Кудашев заметил, что вносить основные параметры бюджета, то есть объем расходов, доходов, дефицита и госдолга, может только губернатор. Парламентарии могут лишь принять или отклонить их. Впрочем, руководитель правового управления ЗС Ирина Гартнер возразила, что особая процедура принятия бюджета объединенного субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом не запрещает депутатам вносить изменения в бюджет.

В результате бюджет вернули к первому чтению — и пересмотрели. В результате повторного принятия в первых двух чтениях и окончательного рассмотрения он пополнился на 687,5 млн рублей. При этом председатель областного парламента Виктор Круглов отметил, что сложившуюся ситуацию надо дополнительно обсудить с губернатором, дабы решить все спорные вопросы. Депутаты эту инициативу поддержали. Юрий Параничев заметил, что у губернатора еще остается право вето, которое он может наложить на закон о бюджете будущего года, принятый в таком виде без согласования с ним. Однако надо отметить, что в таком случае, согласно законодательству, глава администрации должен будет указать другие источники финансирования тех направлений, на которые депутаты предложили выделить средства за счет безвозмездных поступлений.

На этой неделе губернатор Иркутской области Александр Тишанин направил в Законодательное собрание региона письмо с просьбой отменить решение в отношении бюджета. На пресс-конференции 25 декабря он отметил, что не согласен только с доходной частью бюджета: средства на финансирование новой версии расходной части областная администрация намерена изыскать самостоятельно. По словам губернатора, это планируется сделать за счет налога на доходы физических лиц — дополнительные доходы в этой сфере были обнаружены при пересмотре программы социально-экономического развития региона.

Но, как сообщил председатель комитета по бюджету Геннадий Истомин, депутаты не склонны отменять свое решение. Сейчас они при помощи юристов готовят письменный ответ губернатору с обоснованием правомочности своего решения в отношении бюджета.

Елена Петрова