Бурный отдых на бурной воде

Водный туризм широко распространен в Приангарье. Помимо мировой жемчужины — Байкала, наш регион богат и другими водными ресурсами: реками. Большими и малыми, глубокими и мелкими, бурными и тихими. Водная сеть горных рек вокруг бассейна Байкала считается одной из крупнейших не только в России, но и в мире. Так произошло благодаря удивительному рельефу Байкальского региона: с одной стороны священное озеро окаймляют вершины Хамар-Дабана, с другой стороны — гольцы Восточных Саян. С заснеженных пиков сбегают в Байкал змееподобные реки по причудливой траектории: то вправо вильнет поток и тут же возвращается на проверенную дорожку, то влево, создав острый, закрытый поворот. Смотришь на такие зигзаги со стороны — и дух захватывает, настолько река выглядит динамично и живо. А если смотреть не со стороны? Все оказывается еще более экстремально. За это и любят водный туризм.

Сплав по горным рекам — это сумасшедший поток эмоций, Не каждый решится на это, однако, переломив себя, будешь возвращаться к нему снова и снова.

«В Иркутской области много рек. Это вторая по популярности территория, где люди занимаются сплавами. На первом месте Алтай. Этот регион меньше, чем наш, там больше сплавных рек и более удобная логистика, и цены на сплавы ниже», — рассказывает капитан команды SibRaft Андрей Лебедев. Возможно, навскидку начав вспоминать реки, сразу и не представишь всего многообразия, о котором говорит спортсмен. В голову придут только Ангара и Иркут, их знают все — и местные жители, и приезжие. А вот такие названия, как Снежная, Хара-Мурин, Утулик, Зун-Мурин, Ока Саянская, Китой, Жомболок знакомы лишь избранным, любителям водного туризма и сплавов. Однако красота этих рек достойна того, чтобы о них узнали как можно больше людей.

Андрей занимается сплавами более 20 лет. Темный загар от постоянного пребывания на воде, светлая улыбка, сильные руки: в его случае эти эпитеты — точное определение. Во взгляде читается спокойствие, во всех движениях — уверенность и сила. С таким инструктором будет не страшно даже в самой бурной воде. Впервые он отправился познавать Иркут, когда ему не было еще и 14 лет.

Живописная долина реки Жомболок славится порогами 3-5 Категории сложности, самые сложные из которых «Бильярд», «Катапульта», «Вариант».
Живописная долина реки Жомболок славится порогами 3-5 Категории сложности, самые сложные из которых «Бильярд», «Катапульта», «Вариант».

Маршрут был некатегорийный, легкий, сплавляться пришлось на обычной резиновой лодке — катамаранов тогда было очень мало. Но само движение по воде заворожило молодого человека. Потом 10 лет он регулярно сплавлялся по этому участку реки. О спортивных достижениях или профессиональных сплавах речи тогда не шло — все это было для души. И только в 2004 году он вышел за грани привычного и отправился на сплав по более сложному маршруту. Это тоже был Иркут, но другой участок — от поселка Анчук до Шаманки. «С того времени затянуло, — признается Андрей. — Я начал заниматься этим профессионально: постоянно сплавляюсь сам, вожу группы, устраиваю ежегодное массовое мероприятие «День бурной воды» для новичков, обучаю начинающих и всячески популяризирую водный туризм в регионе. Потому что это сумасшедший поток эмоций. С другой стороны, и первые 10 лет сплавов для души не прошли даром — я учился читать реку, нарабатывал опыт. Все это помогает мне до сих пор».

Андрей Лебедев сплавляется на судах разного типа. Все они отличаются, все предназначены для выполнения определенных задач. Так, рафт, например, для непрофессионала будет напоминать просто надувную лодку, в которую влезет от шести до 12 человек. На самом деле эта обычная, на первый взгляд, лодка имеет конструктивные особенности: дно у нее выше уровня реки, и в нем есть отверстия, через которые вода может вытекать, если рафт притопило. «Но мгновенно вода вытечь не может, на это требуется время, — объясняет Андрей Лебедев. — Поэтому катамаран во многом приятнее и безопаснее». Катамаран — это плавсредство, которое представляет собой два надувных баллона, соединенных легкой и прочной алюминиевой рамой. На катамаране помещается двое-четверо сплавляющихся, и, чтобы грамотно управлять им, команда должна действовать очень слаженно.

Пороги ущелья Орхо-Бом с высоты 2700м.
Пороги ущелья Орхо-Бом с высоты 2700м.

Еще один вид судна — каяк, узкая двухметровая пластиковая лодка, где может разместиться только один спортсмен. Но он подходит только для подготовленных туристов или тех, кто тренируется под присмотром инструкторов. Ведь, чтобы справиться с бурным потоком в одиночку, надо иметь огромный опыт. Чтобы набраться его, Андрей зимой проводит занятия для желающих в каяк-школе в бассейне.

Маршруты, по которым сплавляются туристы-водники, имеют разный уровень сложности. Всего различается шесть категорий рек. Первая категория считается самой легкой, почти прогулочной, когда река протекает по равнине с относительно небольшим течением. Шестая — самая сложная. На этом пути сплавляющихся ждет огромная скорость течения, которая порой доходит до 20-30 км/ч, пороги и водопады высотой по 10-15 м, закрытые повороты и многое другое. Сами пороги тоже имеют категорию, а некоторые, особенно запоминающиеся, получают и свое собственное название. Руководитель SibRaft объясняет, что на участке третьей категории может быть порог как первой категории, так и четвертой — общий уровень сложности присваивается по совокупности факторов.

«Пороги квалифицируются по разным аспектам: возможность «прочитать» порог, то есть найти линию движения не с берега, а с воды, возможность сняться с маршрута, если возникнут трудности с прохождением или же просто возможность обнести порог. Отдельно рассматривается возможность поставить страховку. Еще один критерий — можно ли выжить на этом пороге отдельно от судна. Да, этот пункт кажется пугающим, но водный туризм — экстремальный вид спорта, тут надо предусмотреть разные вещи», — рассказывает Андрей.

Порог Хармын Дулю (полёт белки) на реке Снежная.
Порог Хармын Дулю (полёт белки) на реке Снежная.

За плечами руководителя SibRaft сегодня — тысячи пройденных по воде километров и сотни дней, в совокупности проведенных в сплавах. Пороги третьей и четвертой категории он сегодня проходит хоть и не с закрытыми глазами, но с уверенностью человека, который не ждет здесь сложностей. При этом пройденные участки и пороги не надоедают — наоборот, сюда спортсмены едут с радостью, так как именно на них нарабатывается опыт. Одно из любимых таких мест — Лангутайский порог на реке Хара-Мурин, куда регулярно ездят тренироваться спортсмены. Но, как для Высоцкого лучше гор могли быть «только горы, на которых еще не бывал», так же и туристов-водников манят новые, еще неизведанные маршруты. Андрей Лебедев мечтает о прохождении реки Китой: «В Прибайкалье всего три реки шестой категории: Анот, Уда и Китой. На Китое много интересных и очень сложных препятствий — порог «Верхние щеки», ущелье «Моткины щеки», — мечтательно протягивает молодой человек. — Китой — это одна из изюминок России, его мечтают пройти очень многие».

s1610

Екатерина Головина. Фото команды SibRaft

В контексте

ВЫБЕРИ СВОЙ ПУТЬ!

• В Прибайкалье выбор маршрута для сплава — дело сложное: вариантов огромное множество. Новичкам идеально подходит сплав по Среднему Иркуту от поселка Анчук до посекла Шаманка — маршрут 2-й категории. Протяженность этого пути по воде около 100 км, на реке восемь порогов. Обычно маршрут разделяют на два дня по восемь часов пути (водники не любят делить сплавы по километражу, им проще считать по времени прохождения, которое зависит от уровня воды в реке), при этом в первый день туристы проходят 2/3 всего маршрута, а во второй день — лишь одну треть. Этот участок очень популярен у новичков и тех, кто решил разнообразить свои будни. Красивые пейзажи, чудный запах тайги и разнотравья, много удобных площадок для пикников и ночевок — идеальное место для хороших выходных.

• Более сложный маршрут — уже третьей категории — находится на Верхнем Иркуте. Начало пути идет от поселка Монды на границе с Монголией. Маршрут считается коротким — по воде он занимает чуть более 20 км, однако в динамике ему не откажешь: здесь множество препятствий, которые требуют постоянного внимания. «Очень живописный маршрут. Сплав больше похож на слалом, так как в русле реки лежит очень много камней. На пути шесть порогов, скорость течения в два раза выше, чем на Среднем Иркуте, — рассказывает Андрей Лебедев. — Здесь редко получается «прочитать» порог издалека, часто встречается «расческа», то есть завалы из деревьев. Новичкам на Верхний Иркут без опытного водника в группе лучше не соваться».

• Сплав по Оке Саянской (4-я категория сложности) считается нелегким делом. Протяженность маршрута около 300 км, обычно его проходят за шесть-десять дней. Первые два дня пути протекают по равнинной реке и кажутся спокойными, если не сказать скучными, но очень красивые пейзажи скрашивают путешествие. Зато потом участников сплава ждет ущелье Орхо-Бом протяженностью около 70 км. Сложное, с огромными скалами и большим количеством труднопроходимых порогов место (водники-экстремалы посчитали: здесь 11 порогов 5-й категории, 15 порогов 4-й, и еще пять десятков других препятствий). Инструкторы всегда предупреждают: маршрут автономный, проходит через тайгу, вдали от цивилизации, и сняться со сплава практически невозможно.

• Еще один маршрут 4-й категории сложности проходит по реке со звучным названием Жомболок (кстати, река является притоком Оки Саянской). Русло Жомболока — лавовое, и потому дно и стенки там очень острые: есть риск порвать катамаран и пораниться самому. Русло узкое, скорость воды — высокая (до 20 км/ч), а спортивный участок маршрута короткий — около 7 км. Есть много запоминающихся мест — например, порог Катапульта, представляющий собой водопадный слив высотой 2,5 м. Сюда ездят как подготовленные водники, так и группы новичков с опытным инструктором.

• Река Снежная по праву считается жемчужиной Хамар-Дабана. Маршрут для сплавов здесь включает в себя 140 км бурных вод и занимает обычно от четырех до четырнадцати дней. Этот путь невероятно красив, однако подходит только для фанатов водного туризма: время заброски в начальную точку маршрута составляет не менее двух суток, а потому ездят сюда только при большом желании. Собственно, сложность маршрута тоже предполагает подготовку сплавляющихся: здесь нет порогов ниже третей категории, а 10-метровый порог-водопад Хармын-Дулю («Полет белки») был пройден всего 3 раза!