Будущее принадлежит пройдохам

Новый авторский балет «Милый друг» в постановке Людмилы Цветковой стал первой премьерой этого года для Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского. Рассказав историю авантюриста Жоржа Дюруа из одноименной повести Ги де Мопассана языком современной хореографии, балетмейстер создала на сцене яркое действо о взаимоотношениях мужчины и женщины, главным лицом которого стала ведущая артистка балета, заслуженная артистка РФ Мария Стрельченко.

Премьера «Милого друга» была отчасти продиктована двойным бенефисом (главного балетмейстера театра Людмилы Цветковой и его примы Марии Стрельченко), который состоялся 2 марта. Однако сам спектакль, впервые показанный публике 28 февраля, естественно, останется в репертуаре и, между прочим, станет довольно ярким его явлением.

Людмила Цветкова начала ставить авторские балеты еще 10 лет назад. Первый подобный опыт состоялся еще в 2003 году, когда она вместе с рок-группой «Экстраверт» поставила балет «Серебряная нить». Тогда балетмейстер написала собственное либретто, на основе которого была создана музыка. В прошлом году Людмила Цветкова снова вернулась к этой теме и впервые в мире сделала балет по повести Куприна «Гранатовый браслет». Музыку к этой постановке написал иркутский музыкант Константин Артамонов, который за эту работу в прошлом году получил Губернаторскую премию. В «Милом друге» также его музыка — разная по настроению, но всегда выходящая на пик эмоций в самых важных сценах: выяснении отношений между главным героем и его женщинами.

«Это очень полезный опыт, и, наверное, все случилось в правильном порядке, — рассказывает балетмейстер. — В «Гранатовом браслете» нам нужно было сочинить полноценный двухактный балет из небольшого произведения, а с «Милым другом» все наоборот: огромное произведение с большим количеством действующих лиц мы вынуждены были сокращать, чтобы уложить в спектакль. Мы вырезали оттуда все политические линии и вывели на первый план взаимоотношения мужчины и женщины».

Женщины в этой истории не жертвы, потому что каждая из них получила свое, пусть временное счастье. Они все обмануты, но они рады были обманываться.

«Милый друг» Ги де Мопассана — это история бывшего солдата Жоржа Дюруа (эту партию в спектакле исполняет танцовщик Юрий Щерботкин), который, не обладая никакими талантами, добивается успеха благодаря своей привлекательной внешности, соблазняя женщин. Трех его главных любовниц, благодаря которым жизнь главного героя меняется к лучшему, играет как раз Мария Стрельченко. Согласно тексту романа, в финале, на второй свадьбе Жоржа поэт-философ Норбер де Варен подводит итог всей истории: «Будущее принадлежит пройдохам».

Впрочем, для Людмилы Цветковой эта сторона дела оказывается не главной. «В конце XIX века во Франции считалось нормой, чтобы мужчина жил за счет женщины, и Мопассан решил зафиксировать этот факт, не обличая никого из героев, — говорит она. — В этом произведении добро не побеждает зло, и мы оставили все, как в оригинальном сюжете. Я не считаю эту историю такой уж актуальной для сегодняшнего дня. Для меня важно, что в произведении очень ярко выписаны женские характеры по отношению к главному герою. Мне прежде всего была интересна эта сторона, и я не вкладываю в свой спектакль ни религиозных, ни политических, ни морализаторских смыслов».

Поэтому, по словам балетмейстера, женщины в этой истории не жертвы, потому что каждая из них получила свое, пусть временное счастье. Конечно, они все обмануты, но они рады были обманываться. В объятиях Жоржа Дюруа они получали ту страсть, которой им не хватало в обычной жизни. Страсть, которую они приняли за настоящую любовь.

«Мне хотелось соединить в одной постановке французскую литературу и балет, который тоже был изобретен во Франции. Вторая цель состояла в том, чтобы Мария Стрельченко станцевала здесь сразу три роли. Опыт такой у нее уже был в спектакле «Пер Гюнт», но там она танцевала две роли, а в «Милом друге» мы решили пойти еще дальше, — рассказывает Людмила Цветкова. — Это, конечно, невероятно сложно, балет вообще тяжелое искусство, но, я думаю, когда балерина находится в такой стадии зрелости и профессионального мастерства, для нее это возможность показать, что она может справиться с такой задачей. Она может за несколько секунд перестроиться с характера одной женщины в другой характер. Кроме этого, у каждой из этих героинь, согласно роману, свое предназначение для мужчины, поэтому Мария не просто, переодев костюм, меняется внешне, но меняется и внутренне, лексически, пластически».

Слово за зрителем. Оценить работу режиссера и всей труппы можно на очередных премьерных показах спектакля, ближайший из которых состоится 26 марта.