Будущее принадлежит пройдохам
Премьера «Милого друга» была отчасти продиктована двойным бенефисом (главного балетмейстера театра Людмилы Цветковой и его примы Марии Стрельченко), который состоялся 2 марта. Однако сам спектакль, впервые показанный публике 28 февраля, естественно, останется в репертуаре и, между прочим, станет довольно ярким его явлением.
Людмила Цветкова начала ставить авторские балеты еще 10 лет назад. Первый подобный опыт состоялся еще в 2003 году, когда она вместе с рок-группой «Экстраверт» поставила балет «Серебряная нить». Тогда балетмейстер написала собственное либретто, на основе которого была создана музыка. В прошлом году Людмила Цветкова снова вернулась к этой теме и впервые в мире сделала балет по повести Куприна «Гранатовый браслет». Музыку к этой постановке написал иркутский музыкант Константин Артамонов, который за эту работу в прошлом году получил Губернаторскую премию. В «Милом друге» также его музыка — разная по настроению, но всегда выходящая на пик эмоций в самых важных сценах: выяснении отношений между главным героем и его женщинами.
«Это очень полезный опыт, и, наверное, все случилось в правильном порядке, — рассказывает балетмейстер. — В «Гранатовом браслете» нам нужно было сочинить полноценный двухактный балет из небольшого произведения, а с «Милым другом» все наоборот: огромное произведение с большим количеством действующих лиц мы вынуждены были сокращать, чтобы уложить в спектакль. Мы вырезали оттуда все политические линии и вывели на первый план взаимоотношения мужчины и женщины».
Женщины в этой истории не жертвы, потому что каждая из них получила свое, пусть временное счастье. Они все обмануты, но они рады были обманываться.
«Милый друг» Ги де Мопассана — это история бывшего солдата Жоржа Дюруа (эту партию в спектакле исполняет танцовщик Юрий Щерботкин), который, не обладая никакими талантами, добивается успеха благодаря своей привлекательной внешности, соблазняя женщин. Трех его главных любовниц, благодаря которым жизнь главного героя меняется к лучшему, играет как раз Мария Стрельченко. Согласно тексту романа, в финале, на второй свадьбе Жоржа поэт-философ Норбер де Варен подводит итог всей истории: «Будущее принадлежит пройдохам».
Впрочем, для Людмилы Цветковой эта сторона дела оказывается не главной. «В конце XIX века во Франции считалось нормой, чтобы мужчина жил за счет женщины, и Мопассан решил зафиксировать этот факт, не обличая никого из героев, — говорит она. — В этом произведении добро не побеждает зло, и мы оставили все, как в оригинальном сюжете. Я не считаю эту историю такой уж актуальной для сегодняшнего дня. Для меня важно, что в произведении очень ярко выписаны женские характеры по отношению к главному герою. Мне прежде всего была интересна эта сторона, и я не вкладываю в свой спектакль ни религиозных, ни политических, ни морализаторских смыслов».
Поэтому, по словам балетмейстера, женщины в этой истории не жертвы, потому что каждая из них получила свое, пусть временное счастье. Конечно, они все обмануты, но они рады были обманываться. В объятиях Жоржа Дюруа они получали ту страсть, которой им не хватало в обычной жизни. Страсть, которую они приняли за настоящую любовь.
«Мне хотелось соединить в одной постановке французскую литературу и балет, который тоже был изобретен во Франции. Вторая цель состояла в том, чтобы Мария Стрельченко станцевала здесь сразу три роли. Опыт такой у нее уже был в спектакле «Пер Гюнт», но там она танцевала две роли, а в «Милом друге» мы решили пойти еще дальше, — рассказывает Людмила Цветкова. — Это, конечно, невероятно сложно, балет вообще тяжелое искусство, но, я думаю, когда балерина находится в такой стадии зрелости и профессионального мастерства, для нее это возможность показать, что она может справиться с такой задачей. Она может за несколько секунд перестроиться с характера одной женщины в другой характер. Кроме этого, у каждой из этих героинь, согласно роману, свое предназначение для мужчины, поэтому Мария не просто, переодев костюм, меняется внешне, но меняется и внутренне, лексически, пластически».
Слово за зрителем. Оценить работу режиссера и всей труппы можно на очередных премьерных показах спектакля, ближайший из которых состоится 26 марта.