Будущее Иркутской области определит новый устав

Бывший депутат Государственной думы от Усть-Ордын­ского Бурятского автономного округа, заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Босхолов вновь вернулся в региональную политику. В январе 2008 года он был наделен полномочиями регионального парламентария, перешедшими ему по партийному списку «Единой России». О планах законотворческой работы в оставшееся до выборов нового состава ЗС время политик рассказал корреспонденту «ВФ» Александру Михайлову.

Как депутат и как профессор права Сергей Босхолов намерен добиваться качества принимаемых законов, а также их неукоснительного исполнения. Фото Евгения Козырева

— Сергей Семенович, прошло достаточно много времени с тех пор как вы занимали должность заместителя главы Иркутской области, что у вас изменилось в жизни?

— После ухода из администрации области в конце 2003 года я полностью погрузился в научно-педагогическую работу в Байкальском госуниверситете экономики и права. Переработал и подготовил ко второму изданию свою монографию «Основы уголовной политики», опубликовал ряд научных и публицистических статей — в общем, занялся творческим трудом. Это позволило не только отдохнуть от работы во власти, но и собраться с мыслями, посмотреть на все происходящее как бы со стороны, продумать планы на будущее.

Однако спокойная профессорская жизнь длилась недолго, в 2005 году меня пригласили в крупную нефтегазовую компанию — ТНК-ВР, где я проработал два года в должности проектного менеджера по безопасности на Ковыктинском проекте. Это была очень интересная работа, которая позволила мне приобрести новые знания и опыт в сфере бизнеса и производства, познакомиться с интересными людьми, почувствовать себя причастным к рождению новой и крайне перспективной для нашей Иркутской области нефтегазовой отрасли. После того как было принято решение о продаже Ковыктинского проекта и его активов компании «Газпром», меня пригласили на работу в Москву в центральный офис, но долго я там не задержался. Потянуло назад — домой, в родные края, и при первом же удобном случае мы всей семьей оставили Москву, и теперь, думаю, навсегда.

Кто есть кто
Сергей Босхолов

Родился 6 июля 1950 года в селе Харазаргай Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Закончил Волгоградскую высшую следственную школу МВД СССР, работал следователем Эхирит-Булагатского РОВД. В 1993 году избран депутатом Государственной думы от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. С декабря 2001 года являлся заместителем главы администрации Иркутской области. Профессор, доктор юридических наук. Преподает в Байкальском государственном университете экономики и права на кафедре уголовного права и криминологии.

В настоящее время работаю также в нефтегазовой компании «Нефтехимресурс» в должности заместителя генерального директора по безопасности, правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления. Наша компания имеет на территории Иркутской области шесть лицензионных участков и занимается разведкой нефти и газа.

— С января 2008 года вы избраны в Законодательное собрание Иркутской области по партийному списку «Единой России». Какие задачи вы ставите перед собой в качестве депутата регионального парламента?

— До очередных выборов в Законодательное собрание нового объединенного субъекта федерации осталось семь месяцев, и свою основную задачу я вижу в том, чтобы быть полезным в работе нынешнего состава областного парламента, в особенности в подготовке нормативно-правовой базы для новой Иркутской области. Очень важно, чтобы объединительный процесс достиг тех высоких целей и задач, которые ставились перед ним, чтобы люди почувствовали на себе преимущества совместной жизни в едином регионе. Чтобы они не оказались в очередной раз обманутыми.

И здесь нельзя не поддержать программные тезисы в выступлении Дмитрия Медведева на пятом Красноярском экономическом форуме, посвященные верховенству закона, борьбе с правовым нигилизмом, которым, к сожалению, грешат люди, наделенные высокой властью. В этой связи задача депутатов всех уровней и состоит в том, чтобы контролировать исполнение принимаемых ими законов и нормативных актов. Правильно было сказано, неуважение к закону всегда приводит к неуважению прав других людей и несоблюдению собственных обязанностей. Как депутат и как профессор права буду добиваться качества принимаемых законов, а также их неукоснительного исполнения.

— Как будет происходить дальнейшее формирование единого субъекта федерации в переходный период в плане формирования органов власти, преемственности политического и социально-экономического развития двух регионов? Какие проблемы и пути их решения вы видите в интеграции Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа?

— Процесс формирования единого субъекта уже идет полным ходом. Образованы и действуют новые совместные органы исполнительной власти в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, правоохранительной деятельности. Но, поскольку это дело новое, этот процесс должен быть тщательно проанализирован с точки зрения последствий для жизни людей. В этой связи мне представляется не вполне просчитанной структура администрации Усть-Ордынского Бурятского округа. Практически все бывшие структурные подразделения администрации, за исключением сферы национального образования, культуры и спорта, оказались упраздненными, даже управление сельского хозяйства — главной отрасли экономики округа. Не вполне понятной является установленная численность администрации — всего 26 человек. А ведь с руководства администрации, как мне известно, продолжают спрашивать за все по полной программе. Не только за образование, культуру и спорт, но и за сельское хозяйство, ЖКХ, лесопромышленный комплекс… Между тем реальными полномочиями по руководству данными отраслями оно, как ни странно, не наделено и соответствующими финансовыми и людскими ресурсами не обеспечено. Не наделено руководство округа и полномочиями по координации работы районных муниципальных образований, хотя и эта деятельность по-прежнему осуществляется. И таких нестыковок немало.

«Мне представляется не вполне просчитанной структура администрации Усть-Ордынского Бурятского округа. Практически все бывшие структурные подразделения администрации, за исключением сферы национального образования, культуры и спорта, оказались упраздненными, даже управление сельского хозяйства — главной отрасли экономики округа»

Все это идет вразрез с общей современной тенденцией передачи функций госуправления сверху вниз, а также необходимостью соблюдения преемст­венности политического и социально-экономического развития области и округа. Подобная непродуманная практика управления может привести к отрицательным последствиям: отстранению органов управления от реальных проблем округа, отделению власти от народа и в конечном итоге — к ее девальвации, свертыванию на нет особого статуса округа в составе Иркутской области. В этой связи в юридическом плане все точки над i призван расставить новый Устав Иркутской области, в котором будет отдельная глава об особом статусе Усть-Ордынского Бурятского округа. Проект устава и в особенности данная глава в силу своего высокого общественно-политического значения должны, на мой взгляд, пройти публичное обсуждение и общественную экспертизу. Только таким путем можно добиться желаемого согласия значительной части жителей округа и области.

— Возможна ли преемственность между действующим составом Законодательного собрания и ЗС нового региона?

— Конечно, она не только возможна, но и необходима. В нынешнем составе Законодательного собрания есть немало толковых людей, грамотных и ответственных политиков и специалистов. И я думаю, они будут востребованы и в будущем составе. Возьмем, к примеру, комитет по природопользованию, экологии и сельскому хозяйству, в котором я начал работать в качестве депутата. В нем сосредоточен практически цвет нашего сельского хозяйства. Дмитрий Баймашев, Аполлон Иванов, Гавриил Франтенко, Илья Сумароков — опытные и широко известные хозяйственные руководители, «зубры» аграрного сектора. С ними очень интересно работать, есть чему поучиться. Их деятельность убедительно доказывает, что сельское хозяйство не «черная дыра». Что же касается округа, то возрождение здесь сельского хозяйства является нашей общей задачей.

— В июле этого года в Иркутской области состоится международный фестиваль «Алтаргана». Как вы оцениваете уровень развития культуры, традиций и бурятского языка в регионе? Чего ожидаете от фестиваля?

— Международный фестиваль «Алтаргана» станет для жителей области и округа не только важным и знаменательным событием, но и серьезным экзаменом. Он покажет, насколько органы государственной власти оказались готовыми и способными не просто на должном, а на самом высоком уровне провести этот форум. Подготовка к нему идет очень ответственно, в нее вовлечены практически все структурные подразделения областной и окружной исполнительной власти, общественность, бизнес-структуры. Этот фестиваль призван также воочию продемонстрировать для наших жителей величие и красоту бурятской культуры, языка и традиций, подлинную суть интернационализма, гордость за свой родной край.

Такого широкомасштабного мероприятия по сохранению и развитию национальных культур у нас в Прибайкалье еще не было. Поэтому очень важно, чтобы в нем приняло участие максимальное количество деятелей культуры и народного творчества, а также зрителей. Хочется пожелать нам всем успеха и удачи в его проведении.

Александр Михайлов