«Будем двигаться дальше»

Иркутский градоначальник рассказал о результатах и планах
Большая пресс-конференция мэра Иркутска (состоялась в рамках ежегодного конкурса СМИ «Золотая запятая» 21 февраля) в этом году получила заметный политический «привкус». Обновленный механизм выбора градоначальника, который должен быть опробован уже в течение месяца, некие кулуарные «прогнозы» о новом человеке в этом кресле, неизбежно интересовали журналистов не меньше, чем развитие дорог, общественного транспорта и городской экономики. Дмитрий Бердников в ходе пресс-конференции постарался максимально полным образом ответить на острые политические вопросы, призвав не делать скоропалительных выводов из слухов. Много информации «из первых рук» прозвучало и по другим актуальным темам.

«Имейте в виду, на каждый поднятый острый вопрос будет дан прямолинейный и честный ответ», — предупредил мэр Иркутска в самом начале пресс-конференции о своем отношении к текущей политической повестке. Несмотря на то что этой теме было посвящено не так уж и много вопросов, они не могли не прозвучать.

Так, прокомментировал Дмитрий Бердников кулуарные слухи о том, что пытается всеми силами удержаться за свое кресло, которое ему вскоре якобы предстоит освободить. По его словам, смена руководителя города, это нормальный процесс, который не нужно излишне драматизировать. Вместе с тем он подчеркнул, что строит планы на свое дальнейшее пребывание на посту мэра, а потому готов пройти через обновленную процедуру выборов с участием конкурсной комиссии.

Высказался градоначальник и о своих губернаторских амбициях, которые ему приписывают в ряде СМИ и политических телеграм-каналах: «Мне эти слухи как человеку приятны. Какой солдат не мечтает стать генералом. Вообще, с тех пор как в 2014 году я неожиданно ворвался в региональную и городскую политику, мне постоянно приписывают различные амбиции. Как дальше будет складываться, пока неизвестно. Вот у меня сейчас заканчивается пятилетний официальный срок в конце марта, мы должны отработать, отчитаться, потом дальше какая-то система, худо-бедно, сформируется. И дальше будем двигаться».

Стройка с подоплекой

Большой круг вопросов касался строительной отрасли. Причины — вполне понятны. Во-первых, в Иркутске полно проблем, связанных с точечной застройкой, возведением жилых домов без сопутствующей социальной инфраструктуры, расселением граждан из ветхого и аварийного жилья. Во-вторых, считается, что за многими политическими процессами в городе стоят руководители строительных предприятий.

Отчасти эту позицию озвучил сам Дмитрий Бердников, рассуждая о дальнейшей судьбе муниципального застройщика — УКС: «Компанию нужно сохранить. Ситуация, которую сейчас раздувают вокруг Управления капитального строительства, связана с тем, что предприятие является конкурентом частным иркутским застройщикам. Некоторые из них к тому же имеют своих представителей в думе Иркутска».

Так ли уж Иркутск ждет смены мэра?

В этом году в Иркутске уже во второй раз подряд будут выбирать мэра — без участия горожан и учета их мнений. Сказать «спасибо» за такой «подарок» иркутяне при случае еще успеют — благо инициаторы этих процессов по-прежнему на виду, все в тех же креслах. В прошлый раз, в 2015 году расклад по выборам мэра был предельно прозрачен и предсказуем…

Подробнее

По словам мэра, администрация города имеет план выхода УКСа из кризиса, который обсуждался даже с министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимиром Якушевым. В связи с федеральной реформой, связанной с долевым строительством, предприятие из-за своего статуса не может воспользоваться доступом к эскроу-счетам, а значит привлечь средства на строительство. Сейчас мэрия ждет от Минстроя постановления, которое позволит УКСу и другим аналогичным муниципальным казенным предприятиям решить эту проблему.

«За время только моего управления УКС брал на себя самые серьезные нагрузки. Напомню: мы с вами гордимся школой в микрорайоне «Эволюция». В кратчайшие сроки в 2017 году УКС сделал этот проект, за который никто из иркутских застройщиков не хотел браться. Условия были жесточайшие. Чтобы получить деньги, освоить их и не подвести федеральное правительство, не подвести город и реализовать этот проект, я обратился к нашим строителям. Ни «Новый город», ни господин Красноштанов не согласились в такие сроки браться. Взялся УКС, и мы эту задачу выполнили блестяще. Федеральная программа не была сорвана, проект был успешно реализован, и мы получили возможность войти в федеральную программу «Большая перемена» и построить еще и 19-ю школу. Кстати, проект этот получил распространение по всей стране. Мы стали свидетелями строительства прекрасной школы в микрорайоне Лесной. Это интересный проект цифровой школы, и тоже в кратчайшие сроки, построил УКС. И по программе переселения из ветхого и аварийного жилья УКС нес основную нагрузку — и по предыдущей программе, и по той, которая реализуется сейчас. Я остаюсь сторонником того, что частный бизнес должен идти в ногу с государственными и муниципальными задачами. Иначе это будет хаос. Никто еще не доказал эффективность свободного рынка в полном его объеме. И УКС, как и «Автодор», и «Автохозяйство», нужно сохранять», — с жаром убеждал мэр журналистов в важности муниципальных предприятий. Да никто с этим в зале особо и не спорил.

Что же касается точечной застройки, то ее не должно быть в принципе. «Мы должны изжить даже из лексикона это понятие», — подчеркнул Дмитрий Бердников, напомнив, что он в течение пяти лет последовательно борется с этим явлением.

«Мы остановили ряд объектов. На улице Горького, Свердлова, в Первомайском, — перечисляет градоначальник. — Существует генеральный план, есть понятные правила игры, которые надо соблюдать. И неважно, кто глава города, а кто председатель думы. Власть должна четко в этом вопросе идти рука об руку с жителями. Иначе мы никогда не уйдем от бесконечного раздражения по поводу того, что мы, вроде бы, купили жилье на свои деньги, нам что-то обещали, а потом видим, что нет инфраструктуры, и никто не собирается ею заниматься».

Мэр обратил внимание на территории, где потенциально может появиться подобная зона раздражения: «Вот сейчас такая ситуация возникла по территории ИВВАИУ, по ипподрому. Это привлекательные для застройщиков куски, которые кто-то хочет взять и точечно застроить. А потом мы останемся без ипподрома со столетней историей, который, напротив, надо отстаивать и развивать. То же самое касается городка ИВВАИУ, когда все вопросы с Министерством обороны будут урегулированы, надо создать там проект. Публичный проект застройки, обсужденный со всеми, с понятной инфраструктурой. И начать его нормально реализовывать на конкурсной основе. У нас много строителей — есть из чего выбирать. И не надо из этого делать тайну за семью печатями, вводя в заблуждение, и сводить все к противостоянию мэра с какими-то строителями. Все это простые понятные вопросы, которыми надо заниматься. А прессе — держать это на контроле».

Непростые темы

Корреспонденты еженедельника «Аргументы неделi» в ходе пресс-конференции попросили Дмитрия Бердникова высказаться о теме реновации. В настоящее время ее активно продвигает один из строительных холдингов, с упором на расселение домов 335-й серии.

«Программу реновации в Иркутске имеет смысл вводить только после того, как город решит проблему переселения из ветхого и аварийного жилья. Этот проект (реновации — ред.) нам усиленно вталкивают года с 2016. Потому что кому-то из строителей нужно максимально поддержать свой бизнес, — назвал вещи своими именами Дмитрий Бердников. — Сама тема реновации очень сложна, в том числе и психологически. Мы с вами были свидетелями того, как этот процесс пытались вести в Москве — с московскими дворами, их ликвидацией. И что из этого вышло. Сегодня у нас ситуация радикально иная. У нас 502 дома в Иркутске только официально признаны ветхими, и еще почти 3 тысячи — с признаками ветхости. Ну, то есть, если перевести на простой язык, их можно уже сегодня признавать пригодными к сносу. Вот чем нужно заниматься сейчас — расселять эти здания».

По словам мэра, дома 335-й серии должны сначала пройти экспертизу, чтобы отремонтировать те здания, в которых это имеет смысл. Но реновация в любом случае будет уместна после того, как власти смогут закрыть вопрос с ветхим жильем. «Но это делать необходимо с учетом общественного мнения, публичного обсуждения. Давайте посмотрим, хотят люди жить в своих домах, с дворами и площадками, или хотят жить в так называемых человейниках, — воспользовался Дмитрий Бердников меткой терминологией. — Вопрос этот надо как минимум тщательно обсудить до всех тонкостей. Есть и психологический момент. Если делать реновацию, что мы скажем людям, которые сегодня живут в деревянных бараках? Там официальная очередь, в которой люди годами находятся, — прозрачная, контролируемая. Как мы этим людям будем объяснять, почему не их переселяют, а жителей хрущевок».

Еженедельник «АН» также поднял вопрос транспортного развития Иркутска. Мэр напомнил, что в 2015 году администрация Иркутска презентовала систему комплексного транспортного развития города министру транспорта РФ. Она была одобрена, и поэтапно реализуется все эти годы.

Депутаты вошли в два положения

Вчера профильная комиссия думы Иркутска рекомендовала депутатам принять проект положения о конкурсе для отбора кандидатов на должность мэра города, который готовила рабочая группа при врио губернатора региона. Разработкой второго варианта документа занимались несколько депутатов думы, в итоге они его отозвали…

Подробнее

«В рамках этой системы мы «развязали» Покровку, Кузьмиху. На очереди — проектирование Лермонтовской развязки. Это большой полуторамиллиардный проект, который мы силами только города не сможем решить. Но с новым главой области мы обсуждаем и постараемся, чтобы этот проект попал в ближайшую реализацию. Потому что, с учетом строительства нового ледового дворца, это будет приоритет номер один. Кроме того, в рамках программы транспортного развития города мэрия приступает к реконструкции путепровода на ул. Джамбула и путепровода на станции Батарейная».

По словам мэра, в рамках этой же программы ведется подготовка предпроектной документации на Южный и Западный обходы города, которые в перспективе позволят сформировать вокруг Иркутска большое транспортное кольцо. Оно избавит внутренние магистрали от транзитного транспорта и облегчит связь между микрорайонами. Также в проекте — еще один мост через Иркут. В планах и строительство веломоста, который свяжет Студгородок с островом Конный.

«Это отличный и не слишком затратный проект. Мы обсудили его с новым руководителем области и получили одобрение», — сообщил Дмитрий Бердников.

Еще один вопрос от «АН» касался развития проекта «Умный город» в Иркутске. По оценке мэра дела в этом направлении идут вполне успешно, многое уже сделано. Однако, чтобы двигаться дальше в этом направлении, какие-то ориентиры должен дать федеральный центр — как инициатор этой программы. «Мы довольно быстро и активно включились в этот процесс. Занимаемся развитием гео­портала, создали площадку «Я — иркутянин», начали проработку направления «Интеллектуальные светофоры», развиваем «Интеллектуальное видеонаблюдение» и так далее, — перечислил мэр. — Но поменялось Правительство РФ, ушли операторы, которые двигали этот проект. Пока, к сожалению, я не вижу дальнейшего движения. Вот мы вошли в тридцатку городов-пилотников по реализации проекта «Умный город». И ждали, что будут какие-то параметры — что дальше, как мы должны действовать, чтобы получить финансирование на дальнейшее продолжение этой работы. Какие будут еще платформы? Как они будут интегрироваться с федеральными системами? Пока на уровне федерации нет четкого понимания. Но, надеюсь, в ближайшее время это так или иначе будет решаться. Если не будет четкого вектора со стороны федерации, мы все равно будем продолжать работать сами над этим вопросом. Но мы должны понять для себя, как у нас будет развиваться транспортная сеть, какие крупные транспортные узлы появятся. Без этого сама интеллектуальная система ничего не даст».

Город не подкачает

Горячая тема ближайшего месяца — Чемпионат мира по хоккею с мячом, который буквально через месяц начнется в Иркутске. Несмотря на опасения скептиков, Дмитрий Бердников уверен, что город достойно встретит гостей чемпионата и решит все вопросы, находящиеся в компетенции местных властей. По его словам, распространяемое сейчас сравнение с прошлогодней красноярской Универсиадой неуместно. На это мероприятие выделялось 89 млрд рублей, масштаб подготовки был гораздо серьезнее.

«Я знаком с мэром Красноярска, при котором Универсиада проводилась, и знаю ситуацию там. Это была краевая площадка. Там было вложено почти 90 миллиардов рублей — краевых и федеральных денег. Город практически не вкладывал своих средств, только где-то в рамках софинансирования, — отметил Дмитрий Бердников. — Специально для Красноярска на эти деньги, к примеру, было приобретено почти 600 новых автобусов. Что касается Чемпионата мира у нас, то город практически был исключен из процесса подготовки, и мы только сейчас, на завершающем этапе, были включены в работу по реализации этого проекта. Были споры, там ли надо было строить центр бенди. Но в любом случае объект достраивать надо, и он будет достроен, и мы все проведем на достойном уровне, соответствующем этому рангу соревнований. Да, мы не поразим кого-то роскошью и блеском городских улиц, но все будет достойно».

Ставьте мэру «лайки»

В ходе пресс-конференции не обошлось и без личных тем. Отвечая на вопрос о том, есть ли у него время на себя, Бердников сначала поинтересовался, смотрит ли журналист его соцсети и ставит ли «лайки», а потом поблагодарил за это. «Я очень вам благодарен, ставьте, пожалуйста, «лайки», хоть что-то приятное будет. Я вам честно признаюсь, никогда не думал, что это приятно — увидеть «лайк» в Instagram», — показал свою человеческую сторону мэр Иркутска.

Александр Потапов