Бронзовая Азия Даши Намдакова

Возвращение выставки в Иркутск
Скульптор Даши Намдаков сегодня известен всему миру, но его творческий путь начался именно в Иркутске, где в 2000 году состоялась его первая персональная выставка. Тогда для начинающего автора из Улан-Удэ представить свои работы в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева было большой честью, но он вряд ли мог предположить, что с этого момента начнется головокружительный взлет его карьеры.

«Даши понял, что может выразить уже найденные композиции в новом масштабе. при этом так, как требует того современный мир». Фото Евгения Козырева

Сразу за выставкой в Иркутске последовала экспозиция в Центральном доме художника в Москве, а уже через год — в Нью-Йорке. На сегодняшний день персональные выставки Даши Намдакова прошли в Тайване, Швейцарии, Гонконге, США, Сингапуре, Великобритании, Германии, Италии, Китае, Казахстане, Монголии. У скульптора есть мастерские в Москве, Италии, Англии.

За 10 лет мастерство выросло, менялся стиль, автор осваивал новые техники, но всегда возвращался в Иркутск, чтобы представить его жителям свои новые работы. Выставка, открывшаяся в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева в середине августа, уже седьмая по счету и на этот раз посвящена 350-летию Иркутска. Иркутяне уже видели Даши — скульптора малых пластических форм, Даши — ювелира, Даши — графика, новая экспозиция получила название «Бронзовая Азия» и представляет нового Даши Намдакова — автора монументальных скульптур. Как говорит куратор всех экспозиций скульптора, искусствовед Надежда Комарова, которая постоянно работает с мастером, сегодня Даши «выходит на улицы».

— Он понял, что может выразить уже найденные композиции в новом масштабе. При этом так, как требует того современный мир. Он вышел из традиционной культуры в большой мир, в котором ландшафтная скульптура занимает особое место. Это новая реальность, новый человек, новое искусство, которое вообще сейчас выходит из стен музеев на другие площадки, в том числе и на открытые пространства. И Даши идет в ногу со временем и ничего не боится. Он осваивает пространство с дерзостью Чингисхана, — говорит Надежда Комарова.

Монументальные работы скульптора уже установлены в поселках Усть-Ордынский и Агинское Иркутской области, столице Казахстана Астане, а также в Кемеровской области. Совсем недавно автор презентовал свою скульптуру, созданную для Иволгинского дацана. Она называется «Маленький Будда». «У Даши очень хорошо получаются романтические работы, тем более что у него недавно родился третий ребенок, девочка. Видимо, все эти переживания отразились на скульптуре, которая действительно получилась очень трогательной, и дацан включил эту статую в свой храмовый комплекс, а это просто невероятное событие. Хамбо-лама Аюшеев говорит, что скульптура Даши — это надежда каждого человека на новое перерождение в облике Будды», — комментирует искусствовед.

Сейчас скульптор работает над статуей для Лондона — в Гайд-парке в 2012 году будет установлена большая скульптура Чингисхана на коне. Следующий на очереди — Шанхай, мэрия этого города также заказала ему скульптуру. Кроме этого, достигнута договоренность о том, что Даши Намдаков, по заказу президента Татарстана, создаст скульптуру для Казани, откуда его персональная выставка была привезена в Иркутск.

Выставка заняла оба этажа отдела сибирского искусства Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева и открыта для посетителей с 17 августа. Сам автор не смог присутствовать на открытии, но приедет в Иркутск 14 сентября на празднование юбилея города. Именно в этот день он представит свою экспозицию гостям Байкальского экономического форума.

Экспозиция, представленная в Иркутске, состоит в основном из работ последних двух лет. Есть уже известные скульптуры, но выполненные в больших размерах, хотя, как говорит Надежда Комарова, это некорректная формулировка. «Все скульптуры абсолютно новые, даже уже встречавшиеся композиции обрели новый смысл и пластику в новом размере, — говорит она. — Есть мотивы, которые уже знакомы зрителям. Мы видим воинов, девушек на коне, анималистические мотивы, но все они иного стилистического решения, хотя рука Даши остается узнаваемой во всех работах. Он эволюционировал, и очень сильно».

Однако есть на выставке и абсолютно новые образы, такие как, например, «Мадонна с птичкой». Исполинских размеров обнаженная беременная женщина держит в руках маленькую птичку — символ святого духа и непорочного зачатия. Или работа «Медитация» — массивный мужчина сидит на земле, сжавшись, с закрытыми глазами. Лицо его сосредоточено. Гладкая поверхность скульптуры, обтекаемость ее формы и общий эмоциональный настрой придают ей сходство с камнем — незыблемым, тяжелым, вечным.

По словам Надежды Комаровой, все новые скульптуры автор теперь отливает в своей мастерской в Италии. «Там совершенно чудесное литье, с московским ни в какое сравнение. Старейшие итальянские литейные цеха, которые существуют в предместье Каррары уже не одну сотню лет. Это область, в которой в свое время началась разработка знаменитого Каррарского мрамора и вообще, по сути, началась эпоха Возрождения, там творил Микеланджело в свое время. Атмосфера Италии, с ее солнцем, светом и новыми технологиями, позволила Даши выйти на новые приемы пластики. Все это придало работам новое качество, и он шагнул вперед — в новые размеры», — рассказывает искусствовед.

Возможно, Иркутск, на улицах которого пока нет работ знаменитого скульптора, обзаведется не одной ландшафтной скульптурой Даши Нам­дакова. В прошлом году губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев предложил скульптору создать собственную мастерскую в строящемся сейчас 130-м квартале. Это могла бы быть постоянно действующая галерея Даши Намдакова, в которую бы приезжали скульпторы со всего мира, творили здесь и оставляли свои работы в Иркутске. «Здесь можно было бы организовать литейный цех, привезти лучших итальянских мастеров, проводить международные биеннале современной скульптуры. Этот проект, без сомнения, открыл бы Иркутск для всего международного скульптурного сообщества», — делится своими ожиданиями Надежда Комарова. Как говорит автор концепции 130-го квартала, архитектор Елена Григорьева, в плане застройки место для мастерской Даши Намдакова уже отведено, проект готов, инвесторы найдены. Возможно, мастерская откроется в 2012 году.

Антон Кокин