Брокеры припаркуют инвесторов в ПЛП

Промпарк Новосибирской области запустил продажи земли через посредников
Промышленно-логистический парк Новосибирской области привлек консалтинговые компании для продажи своих земельных участков. Параллельно привлечением инвесторов на площадку занимается и Агентство инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области. Проект промпарка реализуется на протяжении десяти лет. Сейчас резидентами занято 250 га при общей площади парка 1,1 тыс. га. Эксперты полагают, что продажа земельных участков через брокеров может говорить о проблемах по привлечению инвесторов в проект.

Брокеры обещают помочь новосибирскому ПЛП с привлечением инвесторов. Фото Евгения Курскова

Управляющая компания промышленно-логистического парка (ПЛП) Новосибирской области привлекла консалтинговые компании для реализации свободных земельных участков. Как следует из объявлений о продаже земли в ПЛП, для реализации предлагаются земельные участки промназначения от 1 до 10 га. Для всех инвесторов установлена единая стоимость выкупа земельного участка (7,1 млн руб. за 1 га) и аренды — (710 тыс. руб. в год за 1 га). «Мы хотим привлечь резидентов, повысить узнаваемость промышленно-логистического парка как в регионе, так и за его пределами. Поэтому мы решили обратиться к компаниям, которые специализируются на этом. Это маркетинговый ход. Раньше не привлекали такие компании, думали, что сможем своими силами найти инвесторов. Но рынок меняется, как и условия работы на нем»,— сообщила „Ъ“ гендиректор УК ПЛП Ирина Бокова. Она отметила, что для сотрудничества привлечены Colliers International, Ernst&Young, Knight Frank, «Назаров и партнеры». По словам госпожи Боковой, количество обращений потенциальных инвесторов выросло. «Компания „Назаров и партнеры“ представила список из трех потенциальных инвесторов — два российских, один зарубежный. С ними мы ведем переговоры»,— сказала она. Что это за компании, она не уточнила.

Проект ПЛП (головная компания АИР, 100% которой принадлежит региону) реализуется около десяти лет. Общая площадь с учетом обеих площадок промпарка, как уточнили в пресс-службе АИР,— 1,1 тыс. га. Резидентами занято 250 га, еще 328 га — территория под инфраструктуру, на площадь 312 га УК ПЛП сейчас ищет резидентов. В промпарке локализовано 13 проектов, из них реализовано восемь. С последними двумя резидентами — компаниями «Русагромаркет-Новосибирск» и ООО НБП — промпарк заключил договоры в начале 2016 года. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка УК ПЛП в 2016 году — 125 млн руб., чистый убыток — 445,6 млн руб. Выручка АИР в 2016 году — 39,8 млн руб., чистый убыток — 505,4 млн руб.

Участки в ПЛП передаются на праве аренды для строительства с правом выкупа после ввода в эксплуатацию. Впрочем, Ирина Бокова отметила, что возможен выкуп земельного участка и до реализации проекта. «Для резидентов, которые приобрели землю в ПЛП, но не реализовали проект, предусмотрен договор опциона — выкуп по меньшей стоимости, чем цена продажи», — уточнила она.

«Основная часть продаж подобного рода в России осуществляется самими промпарками,— отмечает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. — То, что УК ПЛП обращается к брокерам, уже свидетельствует о том, что у промпарка Новосибирской области есть сложности с продажами земли». Зампредседателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике областного заксобрания Сергей Титков отметил, что в регионе есть специализированная организация, которая занимается привлечением инвесторов — АИР: «Мы сравнивали опыт работы нашего АИР с аналогичными структурами в Германии. Там компания занимается раскрытием возможностей промпарков. Если наш АИР расписался в своем бессилии и привлекает сторонние компании, то нужно дать оценку эффективности работы этой организации».

Гендиректор АО «Агентство инфраструктурного развития Тюменской области» Андрей Саносян отметил, что работа индустриальных парков через брокерские компании — не самый популярный инструмент привлечения инвесторов. Одним из наиболее эффективных инструментов он считает презентации на площадках отраслевых союзов и бизнес-объединений. Еще один инструмент, по словам господина Саносяна,— взаимодействие с Ассоциацией индустриальных парков и работа на их площадках. «Сейчас мы развиваем новую практику — работу через агентов влияния. Это предприниматели в различных странах мира, вращающиеся в бизнес-кругах, лоббируют наши интересы, налаживают контакты с предпринимателями. Сложно, находясь в России, напрямую выйти на зарубежных инвесторов»,— говорит он.

Оксана Павлова