Боязнь счастья
Написанная в 1835 году пьеса «Женитьба, или Совершенно невероятное событие в двух действиях» была не очень благосклонно встречена зрителем. Однако произведение давно пережило и тех зрителей, и самого автора и до сих пор с успехом ставится на сценах российских театров. Так, впервые в Иркутском драматическом театре пьеса была поставлена через 20 лет после своего рождения, а за роль Подколесина в спектакле 1994 года артист Виталий Венгер был удостоен Государственной премии.
И вот — третий выход «Женитьбы» на иркутскую сцену. Выпускник режиссерского факультета мастерской Л.Е.Хейфеца в ГИТИСе Рустем Фесак, успевший поставить несколько спектаклей в столичных театрах Et Cetera и РАМТ, оцененных критикой благосклонно, за короткое время, отведенное на репетиции, попытался показать историю Гоголя в своем прочтении.
Еще во время работы над спектаклем Рустем Фесак говорил в беседе с ВФ, что главным для него в этом произведении является желание простого человеческого тепла. «Мне кажется, все герои пьесы объединены одним: они понимают, что такое жить без тепла. Это произведение — о желании найти свою половину, — признавался режиссер. — В этом смысле эта пьеса очень современна, потому что говорит о тех же проблемах, которые существуют у людей и сегодня. И если мы хорошо вместе с артистами сделаем свою работу, то Гоголь не будет восприниматься устаревшим автором из школьной программы — это будет про нас и про сегодня».
Не зря столичная критика определила Рустема Фесака как «новое, свежее и умное лицо молодого театра». Видно, что режиссер ставил материал с современной точки зрения и учетом того, что было написано русской литературой после «Женитьбы». В частности, главный герой «невероятного события», надворный советник Подколесин превратился у него в гончаровского Илью Обломова, который всем земным радостям предпочитал лежание на диване. В исполнении Игоря Чирвы персонаж обрел узнаваемые современные черты — поставь перед ним телевизор, и он будет неотличим от множества российских мужчин, несмотря на халат кроя XIX века. Впрочем, до сегодняшних примет времени дело в оформлении спектакля не дошло. И слава богу.
Герой Подколесина не единственный, кто боится собственного счастья и оправдывает собственное бездействие то придуманными отговорками, а то и просто обыкновенной ленью. Остальные претенденты на руку прекрасной купеческой дочки Агафьи Тихоновны (эту роль великолепно играет Анна Дружинина) тоже ищут в ней всяческие изъяны и, нашедши их, с готовностью отказываются от собственного счастья. Невеста в свою очередь тоже не может решиться. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась», — размышляет она, покуривая самокрутку втайне от домашних. Самые уверенные в себе герои этой истории — приятель Подколесина Кочкарев (Степан Догадин) и сваха Фекла Ивановна (артистка Милена Антипина) — всячески стараются довести дело до свадьбы, хотя как раз они-то в браке ничего хорошего не видят.
Весь комедийный пласт гоголевского текста Рустем Фесак каким-то умелым образом снимает, а вместо него то и дело вставляет свои собственные, режиссерские шутки (сцена с Агафьей, которая тайком курит в окошко, или перемазанный кремом от пирожных Подколесин на свидании). Общий же эмоциональный настрой спектакля довольно грустный — это всячески подчеркивается музыкальным оформлением. Все персонажи томятся в замкнутой комнате собственного одиночества, но как будто не хотят найти ключи и выйти на свежий воздух. Поэтому и поступок Подколесина в финале спектакля подан не как смешная выходка нелепого персонажа, а как трагедия невротика, который не может разобраться в себе.
Антон Кокин