Большое кино из маленькой истории
Одно было понятно наверняка: на экраны должен выйти фильм, сделанный намного более качественно, чем все вместе взятые бурятские картины, бывшие в иркутском кинопрокате до этого. «Отхончик. Первая любовь» — плод сотрудничества двух профессиональных студий: улан-удэнской «БурятКино», возглавляемой режиссером, продюсером и актером Баиром Дышеновым, и иркутской «Феникс», откуда привлекли оператора Вячеслава Столярова, художника-постановщика Ольгу Жукову, художника по свету Глеба Степанова и звукорежиссера Игоря Губарева.
Актеров для картины, как и места съемки, тоже выбирали в Иркутске и Улан-Удэ, ведь главная идея картины, обозначенная еще на этапе замысла, заключалась в том, чтобы показать мирное сосуществование двух народов с их различными национальными культурами на одной земле. Сценаристом выступил сам Баир Дышенов, со смехом признавшийся позже, что его фильм не одобрили бурятские националисты.
После танцев в ночном клубе и поцелуев у подъезда иркутянин Евгений по простыням забирается в женское общежитие к своей новой знакомой Дулме. Ночь любви оборачивается незапланированной беременностью, после чего молодой человек едет свататься в Улан-Удэ к семье девушки, родственники которой не слишком рады перспективе породниться с русскими. Дулма в их семье — отхончик, самый младший, любимый и избалованный ребенок. Впрочем, выпив литр водки с дедушкой своей избранницы, Евгений на утро удостаивается благословения, но для счастливого исхода дела должен привезти к родственникам невесты своих родителей. После незначительных колебаний отца и небольших слез матери, они приезжают в дом своих будущих родственников и, дабы соблюсти обычаи, привозят с собой ритуальный буддийский шарф хадак. Дело остается за спиртным, которое окончательно примиряет два братских народа.
Незатейливая интрига оборачивается отсутствием сколько-нибудь серьезного конфликта, и здесь плохую услугу режиссеру оказывает как раз излишняя толерантность. С точки зрения среднестатистического зрителя проблема героев, заявленная как главная в фильме, никак не обострена, а потому не стоит выеденного яйца: героям толком даже негде сопереживать. Плюс к этому отработанная на предыдущих картинах неторопливая манера съемки с затяжными планами совсем не работает в картине с другой жанровой составляющей. Романтическая комедия, снятая как намеренно замедленный арт-хаус, получается откровенно скучной и несмешной, из-за того что каждая шутка в ней как будто готовится на медленном огне. В результате час двадцать экранного времени воспринимается минимум как два с половиной часа.
В итоге возникает ощущение, что Баир Дышенов по содержательному наполнению снял еще одну, уже третью короткометражку, но изо всех сил растянул ее в полный метр, чтобы сделать фильм, который можно показать в кинотеатрах.
Тимофей Сундуков