Большое кино из маленькой истории

в фильме «Отхончик. Первая любовь»
На этой неделе в прокате иркутских кинотеатров появится очередной фильм, созданный бурятскими кинематографистами. На этот раз зрители получат возможность увидеть первую полнометражную картину режиссера Баира Дышенова, короткометражные работы которого уже были отмечены ведущими кинофестивалями Европы. На «Берлиналле» дебютная картина «Улыбка Будды» получила «Хрустального медведя», а его следующий короткометражный фильм «Наказ матери» был выбран в основную программу Каннского кинофестиваля, не получив там, впрочем, никаких наград.

Одно было понятно наверняка: на экраны должен выйти фильм, сделанный намного более качественно, чем все вместе взятые бурятские картины, бывшие в иркутском кинопрокате до этого. «Отхончик. Первая любовь» — плод сотрудничества двух профессиональных студий: улан-удэнской «БурятКино», возглавляемой режиссером, продюсером и актером Баиром Дышеновым, и иркутской «Феникс», откуда привлекли оператора Вячеслава Столярова, художника-постановщика Ольгу Жукову, художника по свету Глеба Степанова и звукорежиссера Игоря Губарева.

Актеров для картины, как и места съемки, тоже выбирали в Иркутске и Улан-Удэ, ведь главная идея картины, обозначенная еще на этапе замысла, заключалась в том, чтобы показать мирное сосуществование двух народов с их различными национальными культурами на одной земле. Сценаристом выступил сам Баир Дышенов, со смехом признавшийся позже, что его фильм не одобрили бурятские националисты.

После танцев в ночном клубе и поцелуев у подъезда иркутянин Евгений по простыням забирается в женское общежитие к своей новой знакомой Дулме. Ночь любви оборачивается незапланированной беременностью, после чего молодой человек едет свататься в Улан-Удэ к семье девушки, родственники которой не слишком рады перспективе породниться с русскими. Дулма в их семье — отхончик, самый младший, любимый и избалованный ребенок. Впрочем, выпив литр водки с дедушкой своей избранницы, Евгений на утро удостаивается благословения, но для счастливого исхода дела должен привезти к родственникам невесты своих родителей. После незначительных колебаний отца и небольших слез матери, они приезжают в дом своих будущих родственников и, дабы соблюсти обычаи, привозят с собой ритуальный буддийский шарф хадак. Дело остается за спиртным, которое окончательно примиряет два братских народа.

Незатейливая интрига оборачивается отсутствием сколько-нибудь серьезного конфликта, и здесь плохую услугу режиссеру оказывает как раз излишняя толерантность. С точки зрения среднестатистического зрителя проблема героев, заявленная как главная в фильме, никак не обострена, а потому не стоит выеденного яйца: героям толком даже негде сопереживать. Плюс к этому отработанная на предыдущих картинах неторопливая манера съемки с затяжными планами совсем не работает в картине с другой жанровой составляющей. Романтическая комедия, снятая как намеренно замедленный арт-хаус, получается откровенно скучной и несмешной, из-за того что каждая шутка в ней как будто готовится на медленном огне. В результате час двадцать экранного времени воспринимается минимум как два с половиной часа.

В итоге возникает ощущение, что Баир Дышенов по содержательному наполнению снял еще одну, уже третью короткометражку, но изо всех сил растянул ее в полный метр, чтобы сделать фильм, который можно показать в кинотеатрах.

Тимофей Сундуков