Большие перспективы малой авиации

В конце прошлого года информационное пространство Приангарья взорвалось новой темой: правительство региона заявило о необходимости развития малой авиации в области совместно с соседями, Бурятией и Забайкальем. Заговорили о создании федерального казенного предприятия «Аэропорты Восточной Сибири», о возможной реконструкции некоторых аэропортов, о покупке новых самолетов. Пик обсуждения пришелся на торжественное появление в Приангарье трех современных Ан-148, которые авиакомпания «Ангара» приобрела в лизинг при поддержке областного правительства — моральной и финансовой. Однако на этом разговоры о развитии авиации стихли. Создалось впечатление, что активная деятельность сошла на нет. Но на самом деле у правительства Иркутской области далеко идущие планы в этом направлении: покупка новых самолетов и развитие на базе иркутского аэропорта центрального авиаузла Восточной Сибири.

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко начал эксклюзивное интервью ВФ с оценки региональной авиации в сравнении с другими субъектами страны: «Мы гордимся, что Иркутская область сумела сохранить малую авиацию. У нас действуют три авиакомпании — «Братские авиалинии», «ИрАэро» и «Ангара», существование которых оправдано и с точки зрения потребностей Приангарья, и с точки зрения экономических показателей. При этом действующие авиакомпании удовлетворяют спрос не только на внутрирегиональные перевозки: «Ангара» летает в Новосибирскую, Амурскую область, Хабаровский край и многие другие регионы, «ИрАэро» также совершает полеты по России. В вопросе развития региональной авиации мы опережаем многие субъекты страны. Однако это заслуга не только самих авиакомпаний, но и отражение целенаправленной стратегии правительства региона, которая осуществляется уже несколько лет подряд через поддержку инфраструктурного бизнеса», — подчеркнул губернатор.

Несмотря на положительную динамику, не все в авиации Приангарья так хорошо, как того бы хотелось. Из восьми действующих аэропортов в регионе (аэропорты Иркутска и Братска являются узлами федерального значения, в Маме, Ербогачене, Киренске, Бодайбо, Усть-Куте и Нижнеудинске действуют аэропорты местного значения) большая часть имеет грунтовые взлетно-посадочные полосы, которые нуждаются в реконструкции, в плачевном состоянии находятся некоторые терминалы. «Мы потеряли Усть-Илимский аэропорт (он был закрыт для эксплуатации в 2002 году, из государственного реестра гражданских аэродромов исключен в 2006-м — ВФ), на грани потери еще несколько аэропортов региона — под угрозой находится аэропорт в Братске, потому что долгое время он не получал инвестиций, Ербогачен, в Казачинском авиа­узел давно не функционирует», — перечисляет проблемные зоны губернатор. Хотя некоторые вопросы решаются — так, прорабатывается возможность возобновления рейса Иркутск—Казачинское.

По словам Сергея Ерощенко, нужно организовывать конкурентную среду, где авиаперевозчики будут бороться за пассажиров, а не просто осваивать бюджетные деньги. Фото Алексея Головщикова

Сергей Ерощенко считает, что авиационная инфраструктура сегодня нуждается в серьезных финансовых вливаниях. Однако просто выделение средств на эти цели из областного бюджета — это неправильный подход, уверен он: для реализации этих крупных проектов нужно привлекать бизнес, считает глава региона. И правительство активно работает здесь: «Чтобы ликвидировать эти пробелы, нам нужна системная работа. Мы уже с прошлого года ее осуществляем. Например, прорабатываем соглашения с крупными финансовыми группами — так, с группой «Илим» мы оговариваем возможность совместной работы по восстановлению усть-илимского аэропорта. Мы системно решаем вопросы и по инвестированию аэропортов в Киренске, Ербогачене, Нижнеудинске — там, где еще есть какая-то деятельность, мы стараемся ее поддерживать и развивать, — подчеркнул губернатор. — Совместная работа бизнеса и власти уже обкатана на приобретении самолетов Ан-148. Мы закупили современную технику и стали примером среди регионов России, когда правительство, используя возможности бизнеса, развивает инфраструктуру».

Три новеньких Ан-148, которые появились в Иркутской области в конце прошлого года, действительно показали, насколько выгодно для региона правительство может оказывать поддержку. По словам губернатора, каждый из самолетов стоит около 700 млн рублей, поддержка правительства составила более 142 млн. То есть каждый бюджетный рубль приносит с собой более 10 рублей инвестиций. «И самое главное, кроме того, что мы такую технику получили, мы существенно увеличили пассажиропоток. Иркутский аэропорт ежемесячно увеличивает число перевезенных пассажиров, причем не только за счет московских рейсов, но и за счет внутрирегиональных перевозок», — добавил Сергей Ерощенко. (В 2012 году через аэропорт прошло 1,4 млн пассажиров — на 160 тыс. человек больше, чем в 2011 году. За три месяца 2013 года пассажиропоток аэропорта составил более 300 тыс. человек, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года — ВФ.)

Но на трех новых самолетах Приангарье останавливаться не планирует. В регионе появится еще семь Ан-148 и более десяти аналогов небольшого Ан-2 — «Аннушки», как ее ласково называют пилоты. В настоящее время обсуждается, какая современная модель больше всего подойдет на замену этой устаревшей крылатой машины. Вероятно, что в итоге решение будет принято в пользу 25-местного самолета чешского производства Л-410. Правительство не будет покупать эту технику для конкретных авиакомпаний — появление «элок» пройдет по такой же схеме, как и привоз Ан-148: при финансовой поддержке правительства, но с использованием средств бизнеса в качестве основных.

Субсидирование далеко не всегда является эффективным, считает Сергей Ерощенко. Социально важные рейсы в отдаленные районы правительство обязано поддерживать, и ежегодно на эти цели выделяются средства. В 2010 году в качестве субсидий региональным перевозчикам было выделено 22,7 млн руб., в 2011-м — 36,615 млн, в 2012-м — уже 87,3 млн руб. То есть за три года объем субсидирования вырос почти в четыре раза. В этом году сумма субсидии сопоставима с показателем прошлого года. Однако для того, чтобы авиаперелеты стали более доступными, нужно использовать другие методы: «Нужно организовывать конкурентную среду, где перевозчики будут бороться за пассажиров, предлагая оптимальное соотношение цена—качество, а не просто осваивать бюджетные деньги. Например, всем известная тема строек. Чего мы добились за этот год? Того, что строители соревнуются по скорости ввода объектов и по качеству строительства. Для Иркутской области это уникальное событие. Мы сейчас наблюдаем, что спортивные комплексы строятся всего по шесть месяцев, и по качеству они лучше тех, которые строились по 20 лет, по стоимости они также отличаются в четыре-пять раз в лучшую сторону, — объясняет Сергей Ерощенко на примере актуальной темы. — Вот так же в транспортной отрасли — нужно организовывать конкуренцию. У нас работает три авиакомпании. Я, как губернатор Иркутской области, положительно отнесусь к тому, если к нам будут заходить новые перевозчики, которые будут конкурировать по качеству и по ценам. В итоге будет создана среда, которая позволит увеличивать число пассажиров».

Людей, которые имеют потребность в использовании авиационного транспорта, в Иркутской области много, уверен губернатор. Кроме того, напомнил глава Приангарья, наш регион должен рассчитывать и на мощный туристический поток: «Когда мы говорим о туризме, нужно обязательно понимать, что Байкал — это не просто природное образование на территории Иркутской области. Это центр мирового туризма и многих других сфер развития именно в мировом отношении. Здесь мы имеем совсем другой подход, и, чтобы развивать это направление, нужна дальнемагистральная техника. Самолеты Ан-148 — это первый шаг в этом направлении», — подчеркнул губернатор. Но просто закупкой новой техники правительство ограничиваться не собирается. В планах властей — создание на базе аэропорта Иркутск центрального авиаузла Восточной Сибири и развитие региональной авиации совместно с соседними регионами, Республикой Бурятия и Забайкальским краем.

Екатерина Головина