Большая драматургия Малого театра

На прошлой неделе в Иркутске открылся VIII Фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова. Организаторы в лице Иркутского академического театра и министерства культуры и архивов области, отдельно подчеркнув, что современной драматургией может быть любая литература, которая созвучна нынешнему времени, уже без зазрения совести привезли в Иркутск спектакли по Островскому, Гоголю и Шолохову. Открыл фестиваль один из самых старейших театральных коллективов — Государственный академический Малый театр России постановкой «Волки и овцы». Она была показана на главной сцене Иркутской драмы дважды.

Одной из главных особенностей спектаклей Малого театра являются великолепные актерские работы. Фото Анатолия Бызова

Малый театр уже приезжал в Иркутск на Вампиловский фестиваль в 2007 году. Тогда труппа закрывала Вампиловские встречи спектаклем «Бедность не порок» — тоже по Островскому, который является любимым драматургом столичного театра. Но, как сказала народная артистка России Людмила Полякова, Островский самый современный драматург. «Он бессмертен, потому что это энциклопедия всей нашей русской жизни», — сказала она перед премьерой в Иркутске.

Хотя «Волки и овцы», которых привезли в Иркутск москвичи, — постановка для Малого театра далеко не новая. Спектакль идет 16-й сезон, и все эти годы, как заверили режиссер и актеры, с неизменным аншлагом.

«Театр сохраненного достоинства, живого человека, грандиозно талантливых актеров — он сохраняет себя и движется по жизни, себе не изменяя», — рекомендовала своих коллег Вера Максимова, театральный критик и заместитель художественного руководителя Малого театра перед выступлением в Иркутске. Пожалуй, самый классический из всех театров в России еще раз показал иркутскому зрителю, что такое настоящие традиции русского психологического театра.

Известный сюжет о том, как провинциальная барыня Мурзавецкая, желая умножить свои владения, пытается одурачить молодую вдову Купавину, но терпит крах, как только на горизонте появляется удалой столичный помещик Беркутов. Однако коварные, как волки, расчетливые, не чистые на руку люди с течением действия сами оказываются в роли кротких беззащитных овечек, которых пытаются сцапать. Так, даже племянник барыни, строящий из себя аристократа по отношению к слуге, быстро меняет свой тон, когда тот отказывается принести ему водки. Пьеса полна неожиданных поворотов, любовных интриг и юмора. Так, например, Мурзавецкая пугает своего подельника Чугунова каторгой в Сибири, и в этом отдельная шутка спектакля, который играется в самом сердце ссыльной России.

Без модных ныне спецэффектов, переписанных диалогов и современных костюмов — режиссерские трактовки Малого театра деликатны, аккуратны и уважительны к тексту и публике. «Реализм, доходящий до эпоса. Наш театр всегда стремился к этому», — говорит режиссер спектакля «Волки и овцы» Виталий Иванов. На первом плане — актерские работы. И это тоже давняя традиция Малого.

Блестяще сыгранные роли Мурзавецкой (Людмила Полякова), Купавиной (Светлана Аманова), Беркутова (Ярослав Барышев), Лыняева (Борис Невзоров), Глафиры (Людмила Титова), Чугунова (Владимир Дубровский), Мурзавецкого (Александр Вершинин) показали зрителям, что значат вековые традиции русского театра. В рамках фестивального контекста ни у кого не должно было возникнуть сомнений, кто здесь настоящие волки театральной сцены.