Болливуд с сибирским антуражем

Индийский пляж, жара. Девушки в ярких костюмах и изящных украшениях исполняют причудливые движения под зажигательную музыку. После окончания танца их окружают восторженные индийцы: «Вы из Болливуда?» «Нет, мы из Сибири», — отвечают выступающие. У их собеседников шок — это как если бы индийцы пустились в пляс под гармошку. О том, как в Иркутске появился свой маленький Болливуд, и почему иркутянам так близка индийская культура, в материале ИО.

Пожалуй, ни в одной стране мира нет такой танцевальной традиции, где каждое движение и жест несет в себе глубокий смысл. Фото Светланы Волковой

Падения и взлеты

За кулисами десятки танцовщиц вносят последние штрихи в свой внешний облик. Их обмундирование сложно разглядеть с первого раза: усеянные стразами юбки, разноцветные платки, браслеты, «тики» (украшения на лоб), цветочные гирлянды и косы-приплеты до пояса. Вдруг таинство подготовки обрывает сухой голос администратора: «В зале только десять мест из 500 занято». Все уже подумали о том, чтобы отменить выступление, но руководительница танцевального коллектива твердо сказала: «Концерт проведем, так что собирайтесь с духом. Пришел бы только один человек, танцевали бы и для него одного. Раньше индийцы исполняли Бхаратанатьям, даже если в храмах кроме них никого не было».

Как говорят в народе, человек не сможет ощутить истинный вкус победы, если не испытает настоящее поражение. Это потом руководительница студии индийских танцев «Ситара» Таяна Васильева будет собирать на своих концертах полные залы, блестяще выступать в местных телевизионных шоу и обучаться у видных индийских мастеров, а в тот момент она с трудом собирала деньги, чтобы расплатиться за аренду концертной площадки. Единственное, что согревало — реакция зрителей. Даже в тот злополучный день весьма скромная публика выдавала щедрые, полные восторга аплодисменты. А сама Таяна, которая в перерывах между танцами тихо плакала за кулисами от переполняющих чувств, на сцене перевоплощалась в счастливую индианку, рассказывающую на хинди о первой влюбленности и предстоящей свадьбе.

Сцена лечит. Причем не только на психологическом, но и на физическом уровне. В этом убедилась и я сама (стала заниматься танцами в студии «Ситара» после того, как однажды Таяна «заколдовала» меня своей улыбкой индианки). Перед одним концертом я сильно заболела — из-за температуры 39 градусов пришлось даже пропустить генеральные репетиции. Однако в день «Х» недуг как рукой сняло — танцевала на взводе, полная адреналина, как никогда. Таяна вспоминает, как во время своего выступления один раз сильно поранила ногу об выпирающий на сцене гвоздь — вся площадка мгновенно покрылась ее кровью, но, несмотря на происшедшее, она закончила номер, даже не почувствовав боли. А в один жаркий летний день открытая сцена так сильно нагревалась, что выступающим казалось, будто они пляшут на горящих углях! Но и здесь неприятные ощущения в стопах исполнительниц появились только после того, как завершился последний такт музыки.

Впрочем, сполна вкусили жизнь индийской танцовщицы «ситарянки» только на родине своих любимых танцев.

Сияющий, устремленный вперед взгляд обозначает героизм, движение головой по кругу — сомнение, а поднятые брови и передвигающиеся зрачки от одного угла глаза к другому — любовь.

«После выступлений в Индии я еще больше прониклась уважением к болливудским танцовщицам. Исполнять танцы с тонной косметики на лице в громоздких украшениях им приходится под палящим солнцем — тот еще труд, — рассказывает Таяна. — Было очень страшно выступать перед индийцами, которые буквально выросли на болливудской культуре и знакомы со всеми музыкально-танцевальными номерами из известных фильмов не понаслышке. Однако многим очень понравились наши выступления — нам подпевали, фотографировались с нами. Перед поездкой мы представляли, что в Индии болливудские танцы исполняются буквально на каждом шагу, однако на Гоа и в Мумбае мы были практически единственными. За всю поездку я только один раз встретила индианок, исполняющих народный танец».

Первая рабочая поездка в Индию у Таяны случилась пару лет назад. И совсем недавно, уже во время написания этого текста, она вдруг сообщила: «Завтра улетаю в Дели. Буду обучаться катхаку в местной танцевальной школе». Таяна всегда отличалась своей непредсказуемостью.

Становление или звонок Айшварии Рай

Ничем не объяснимое желание исполнять индийские танцы у Таяны возникло еще в 12 лет, однако в 90-е годы отыскать кружок по такому направлению в Иркутске было за гранью реального. И вдруг однажды будущей танцовщице случайно попалось газетное объявление о наборе в группу по индийскому танцу: «У нас преподавала Ольга, которая обучалась мастерству в Индии. Она запомнилась мне талантливейшим, но очень строгим хореографом — гоняла нас до седьмого пота. Многие ее подопечные не справлялись с нагрузкой, и в один прекрасный момент на занятие в группу, которую посещало более 50 человек, пришли только четверо. Я и еще три наиболее упертые девочки».

Бурные студенческие годы (Таяна обучалась в ИрГТУ на факультете искусствоведения, которое, кстати, в будущем помогло ей шить костюмы для своей студии) на время отлучили ее от любимого занятия. Пришлось выступать на различных мероприятиях и праздниках, обучать женщин стрип-пластике. Об этом этапе своей жизни Таяна рассказывает не особо охотно, но всегда припоминает свой личный повод для гордости — именно она одна из первых исполнила на иркутской сцене номер в стиле восточных танцев. На вопрос, как она освоила все эти виды танцевальных направлений, пожимает плечами: «Меня никто особо не учил. Просто было неудержимое желание танцевать, и за счет постоянной практики все получалось само собой».

Индийские танцы поразили Таяну прежде всего своей сложностью: пожалуй, ни в одной стране мира нет такой танцевальной традиции, где каждое движение и жест несет в себе глубокий смысл. В ведическом трактате по драматическому искусству «Натья Шастра» зафиксированы не только различные мудры (расположение кистей и пальцев, несущее определенную символику), но и десятки движений головы и глаз, несколько положений бровей. К примеру, сияющий, устремленный вперед взгляд обозначает героизм, движение головой по кругу — сомнение, а поднятые брови и передвигающиеся зрачки от одного угла глаза к другому — любовь.

Конечно, в стилизованных и болливудских индийских танцах все эти каноны задействованы лишь опосредованно, но и здесь проделывается колоссальная работа, позволяющая передать чувства и эмоции героини танца. После концертов Таяна часто слышит ремарки: «Так вы еще и поете!», считая это лучшим комплиментом. В индийских танцевальных номерах почти всегда присутствует «солистка», которая «поет» в течение всей композиции и держит тесную связь со зрителем. Для того чтобы заучить текст на хинди, Таяна порой целыми днями сидит в наушниках, многократно прослушивая песню.

В своих постановках она частично заимствует материал из оригинала (болливудских клипов), частично придумывает сама. «Регулярно созваниваемся с Айшварией Рай, которая мне показывает по «Скайпу», как делает эту связку в фильме «Сердечная привязанность», — шутит на репетициях иркутская танцовщица, объясняя очередную партию замысловатых движений. Как она разглядывает их со своего экрана компьютера и на бешеной скорости повторяет зеркально увиденному — так и остается загадкой для многих участниц коллектива. То, насколько сложно сохранить все самое сочное из болливудских танцев и добавить свою собственную изюминку, постигается в сравнении. Участницы студии «Ситара» поддерживают связь с другими коллективами, исполняющими индийские танцы (в Иркутске мы единственные). Далеко не всем удается поймать болливудский колорит, основанный на сочетании зубодробительного ритма и непостигаемых умом движений.