Болезненное счастье    

Любопытно, что прокат нового фильма Ксавье Долана «Мамочка» в России по времени совпал с Днем матери, который празднуется в последнее воскресенье ноября. Тех, кто видел хоть одну картину этого канадского режиссера, этот факт способен развеселить, а тех, кто не знаком с творчеством Долана, название не должно ввести в заблуждение. Фильм, хоть и поднимает тему материнства и детства, вовсе не располагает к умилению. Здесь любовь матери и сына скорее похожа на войну.

Ксавье Долан, кажется, самый известный молодой режиссер в мире. В свои 25 он успел снять уже пять полнометражных фильмов и получить несколько призов Каннского кинофестиваля. За свой последний фильм «Мамочка» он удостоился еще одной награды в Каннах, разделив ее с классиком Годаром, что само по себе тоже о чем-то говорит.

В новом фильме Долан возвращается примерно к той же теме, что поднимал в своей дебютной картине «Я убил свою маму» — драме о семейных отношениях, замешанной на подростковом кризисе и гомосексуализме. Именно тогда, в 2009-м, канадского вундеркинда и полюбили в Каннах, но, конечно, не только из-за гей-тематики, которая, к слову, в фильме не так уж и важна для развития сюжета. Это было по-настоящему молодое дерзкое бескомпромиссное кино, снятое вчерашним подростком (автору в момент выхода фильма было всего 20, а сценарий к нему он написал и вовсе в 17 лет). Помимо режиссуры и сценария, он сам сыграл в нем главную роль и выступил продюсером.

После заслуженного успеха Ксавье Долан продолжил снимать фильмы в той же манере, постоянно экспериментируя. В «Мамочке» тоже полно новаторских приемов, начиная от постоянной смены типа съемки до суженного 1: 1 экранного кадра, как в инстаграме. Главные женские роли, как и в первом фильме, достались Энни Дорвал и Сюзанн Клеман, но роль трудного подростка исполнил уже не сам режиссер (повзрослевший), а Антуан-Оливье Пилон, который в свои 17 лет — настоящий профессионал.

Своевольная и взбалмошная вдова Диана, чья личная подпись в документах выглядит как D.I.E., вынуждена забрать из интерната своего 16-летнего сына Стива, которого исключили за поджог в кафетерии и причинение ожогов третьей степени одному из воспитанников. Страдающий вспышками гнева, дефицитом внимания и гиперактивностью Стив, кажется, несказанно рад пожить со своей крутой мамой, не расстающейся с сигаретой и алкоголем, однако та не очень рада этой перспективе. Порывы любви к матери, пахнущие эдиповым комплексом и инцестом, сменяются то желанием ее убить, то порывами к самоубийству, и буфером между двумя взрывными персонажами выступает соседка, живущая через дорогу — учительница старших классов Кайла, страдающая заиканием после собственной глубокой трагедии. На какое-то время все трое становятся очень странной счастливой троицей, которой настолько хорошо проводить вместе время, что им никто больше не нужен. Однако это болезненное счастье, хрупкое как елочная игрушка, разрушается так же внезапно, как и началось.

Ксавье Долан продолжает исследовать самую сложную и благодатную тему — за человеческими взаимоотношениями в его фильмах, намеренно осложненными разными жизненными обстоятельствами, наблюдать интересно в той же степени, как за детективной интригой, а потому два с лишним часа, что длится «Мамочка», пролетают практически незаметно. При этом впервые отойдя от вопроса сексуальной ориентации своих героев, он сделал конфликт наиболее универсальным и понятным более широкой аудитории. Молодежь найдет здесь для себя близкие темы проблемного общения с родителями, а взрослый зритель может просто насладиться качественно выстроенным кадром, отличной актерской игрой, цитатами из мирового кинематографа и оценить собственные эксперименты молодого режиссера.