Бойцы музыкального фронта

Филармония обычно ассоциируется с фраками, белыми рубашками, бабочками, легким взмахом дирижерской палочки и, конечно, таинственной субстанцией под названием музыка. И за всей этой невесомостью, красотой, этим волшебным миром стоит огромный труд. Труд дирижеров, музыкантов, концертмейстеров. Творческий подъем Иркутской филармонии пришелся на тяжелые послевоенные годы. Тогда все были охвачены оптимизмом и энтузиазмом. Пережившие лишения и испытания люди испытывали огромную потребность в искусстве. Многие музыканты, составившие цвет Иркутской филармонии, сами прошли голод, окопы и сражения.

Ветераны филармонии для нас не просто пожелтевшие фотографии и краткие биографии, — говорит директор Иркутской областной филармонии Ирина Касьянова. — Именно эти люди стояли у истоков нашего симфонического оркестра, заложили многие музыкальные традиции, воспитали достойных учеников. Это были сильные неординарные личности.

Игорь Соколов — первый главный дирижер Иркутского симфонического оркестра, приехавший из Петербурга и оставшийся в Иркутске навсегда. Прошедший окопы и голод. Требовательный, жесткий, порой даже деспотичный, но всегда ставивший искусство превыше всего. Человек, для которого искусство всегда было на первом месте.

Михаил Аранович — виолончелист, долгие годы работавший концертмейстером группы виолончелей. Фронтовик, не раз рисковавший жизнью. Лидер, обладавший высокими человеческими и профессиональными качествами. Доброжелательный, деликатный, надежный. Музыканты любили и уважали его, а группа виолончелей была одна из самых дружных.

«Тромбонист Исай Сирота, обладавший уникальным врожденным чувством ритма, сыгравший весь оперный репертуар, не имея, по сути, музыкального образования… Владимир Бесеневич — сын главного дирижёра оркестра Иркутского радиокомитета — Александра Петровича, которого расстреляли в 1938 году как врага народа. Владимиру в то время было 12 лет, через два года он сам стал военным музыкантом, сыном полка, затем солдатом.

Если бы не эти музыканты, наверное, и наш коллектив сегодня не был бы таким ярким и профессиональным, разносторонним и сплоченным. Иркутская филармония смогла сохранить главное — бережное, уважительное отношение к артистам.

Для меня работать, общаться с этими людьми было ценным опытом. И в творческом, и в человеческом плане. Возможно, времена таких титанов прошли, но у нас и сегодня работают настоящие профессионалы, замечательные педагоги, наставники для молодых музыкантов. Коллектив во главе с главным дирижером Губернаторского симфонического оркестра Илмаром Лапиньшем воплощает смелые, амбициозные проекты, благодаря которым Иркутская филармония может встать в один ряд с лучшими филармониями мира. Наши музыканты неоднократно выступали в Венской филармонии, лучшем зале Европы. Искушенная австрийская публика аплодировала нам стоя. Впереди у нас много интересных планов и ярких выступлений. Кстати, после снятия всех ограничений, связанных с пандемией, музыканты филармонии приготовили для слушателей много музыкальных сюрпризов».

Искусство на все времена
С поля боя — на подмостки

Музыканты Иркутской филармонии внесли свой неоценимый вклад в Победу. Их оружием и инструментом в годы Великой Отечественной войны стала музыка. Они выезжали на фронт с концертами, выступали перед ранеными в иркутских госпиталях. Среди музыкантов, чьи имена навсегда вошли в историю Иркутской областной филармонии, были и те, кто сражался на фронте, прошел всю войну. И их судьбы удивительны и достойны романов.

Игорь Соколов стал первым главным дирижером симфонического оркестра Иркутской филармонии. Его отец был оперным певцом — ведущим баритоном в театре у Немировича-Данченко. Он подарил пятилетнему Игорю скрипку, а через два года мальчик поступил в Петербургскую хоровую капеллу и стал гордо именовать себя капелланом. Поступление в Ленинградскую консерваторию совпало с началом войны. Он добровольцем ушел на фронт…