Благие намерения уперлись в пробки

Пробка на Трактовой началась от ТЦ «Авалон». Странно, меланхолично думала я, прикидывая, на сколько опоздаю на встречу. В 11 утра заторов в этой части города обычно нет, к тому же многострадальную улицу Мира, над которой дорожники издевались все лето, уже оставили в покое. Авария, что ли? Нет, не ДТП — проехав чуть вперед, я заметила, что и встречка тоже стоит. А между полосами суетятся рабочие в оранжевых жилетках. Вот в чем дело — дорожные работы. Тогда это ненадолго. Оказалось, надолго: рабочие вели установку отбойника, который делил Трактовую пополам. Теперь многобалльные пробки будут здесь регулярно.

Стоят все: и жители Второго Иркутска и Ново-Ленино, и работники, по долгу службы вынужденные ездить на машине в этом районе, и случайные залетные «птицы».

Трактовая — многострадальная и весьма аварийная улица. ДТП разной степени тяжести случаются здесь ежедневно. А все — в специфике улицы: по обеим сторонам расположены различные оптовые базы и рынки, куда постоянно приезжают частные предприниматели, владельцы магазинов и просто экономные иркутяне. Из-за высокой плотности потока выезжать почти со всех этих рынков можно только направо, по ходу движения. Пересекать двойную сплошную и выворачивать налево чревато не только дорожными штрафами и лишением прав, но и собственной машиной, а самое главное, жизнью. Только в этом году тут произошло несколько серьезных ДТП, где в общей сложности погибли шесть человек. Аварии, в которых нанесен только материальный ущерб, в разы больше — они исчисляются даже не десятками, а сотнями.

В ГИБДД города Иркутска давно заявляли о необходимости принимать меры по Трактовой. И в этом году городская администрация услышала их, и даже более того — действительно приняла меры. В октябре на Трактовой от остановки «Узловая» начали устанавливать двухбарьерное ограждение. На момент написания материала рабочие довели этот «забор» до рынка «Бакалея», однако этим они не ограничатся — протяженность барьера достигнет 3 км, он будет тянуться через всю Трактовую, вплоть до остановки «Угольная». «Дырок» для разворотов или поворотов налево не через две полосы, а только через встречку, рабочие не оставили — очевидно, незачем. В случае если водителям надо развернуться, они будут ехать или до «Узловой», или до «Угольной». Часть автомобилистов получит возможность развернуться на светофоре на остановке «Док» — там большой перекресток, который не закроют. Однако это касается лишь легкового транспорта. Грузовикам, фурам и большегрузам может не хватить радиуса разворота, и во избежание аварий они будут разворачиваться только на «кольце». А это значит, что крупногабаритный транспорт, вместо того чтобы повернуть в нужном ему месте, будет вынужден проезжать по дороге большее расстояние. И тем самым загружать и без того загруженную дорогу.

Есть и другая проблема. Ограждение защитит водителей от лобовых столкновений. Но вопрос с высокой аварийностью не решит: транспортный поток здесь очень высок, и ДТП малой и средней степени тяжести все равно происходят регулярно. Раньше, когда один другого «догонял» или происходили аварии по касательной, перегораживающие целую полосу, водители объезжали их, слегка вылезая на встречку. Нехорошо, но зато таким образом слегка нивелировалась пробка — хоть и медленно, но все ехали. Теперь же, когда встречку отделяет «забор», даже самое мелкое ДТП превратит рядовую дорожную ситуацию в настоящий коллапс. Страшно представить, что будет, если при аварии машины развернет и они займут все три полосы. В этом случае Трактовую просто парализует. Возможно, вскоре мы увидим это воочию: зимой, при гололеде и «каше» на дорогах, такие ДТП не редкость.

А пока люди привыкают к постоянной пробке. Трактовая уже парализована с 8 утра до позднего вечера в обе стороны. Стоят все: и жители Второго Иркутска и Ново-Ленино, и работники, по долгу службы вынужденные ездить на машине в этом районе, и случайные залетные «птицы». «Попали» даже ни в чем неповинные пассажиры: по Трактовой ездят и междугородние автобусы, и иркутский общественный транспорт. Что прикажете делать людям в такой ситуации? Выезжать на час-полтора раньше? Кажется, что наши пробки скоро по своей силе и безнадежности доплюнут московские.

А ведь были способы решить ситуацию иначе. Например, поставить на выездах с рынков камеры, которые бы фиксировали нарушителей, пересекающих двойную сплошную. Три-четыре реально работающие камеры, несколько случаев лишения прав, показательно выставленных в СМИ — и люди бы задумались, что важнее: сэкономить несколько минут или сохранить водительское удостоверение. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы — и водительская сознательность стала выше, и пробок стало меньше вследствие снижения числа аварий.

Или другой способ: пара светофоров на тех же самых популярных для выезда рынков. Ведь поставили светофор на ТЦ «Авалон». Почему не поставить на рынке «Бакалея»? Это в целом бы снизило скорость потока, а на меньшей скорости и самих аварий меньше, и тяжесть их ниже. Сейчас же безопасность, которую создает город, вылилась только в ненависть иркутян к бесконечным пробкам. Благими намерениями дорога в ад вымощена — поговорка точно про этот случай.

Перегородить весь город нельзя. Да, это безопасно, но с тем уровнем автомобилизации Иркутска, который существует, введение ограждений приведет только к 8-9-балльным пробкам. А кому хочется жить в пробках? Уж точно не нам.