Бизнес ставит на облачную удалёнку

По мере развития, а главное — проникновения цифровых технологий в повседневность, вокруг меняется очень многое. К примеру — рынок занятости. Искусственный интеллект позволяет современным call-центрам во многом обходиться без участия сотрудников, кассы самообслуживания успешно заменяют кассиров. Бизнесу выгодно, он сокращает издержки, потребители получают либо более качественную услугу, либо экономию времени. Ещё одна примета новой реальности — постепенное исчезновение из штатов компаний так называемых сисадминов, или специалистов IT-отдела. Причина тому — растущая популярность IT-аутсорсинга, который активно развивают крупнейшие российские игроки телекоммуникационной сферы.
Директор Иркутского филиала Ростелекома Юрий Тиман

Директор Иркутского филиала Ростелекома Юрий Тиман: «Наши услуги имеют высокую степень защиты от DDoS-атак и соответствуют всем требованиям законодательства в сфере защиты персональных данных и информационной безопасности».

Популярность услуги будет расти

Востребованной разновидностью такого аутсорсинга является Infrastructure as a Service (IaaS), или же облачная инфраструктура, которая предоставляется как услуга.

Практически любое, даже небольшое, предприятие сегодня не может существовать без серверов. Они нужны для построения локальной сети компьютеров сотрудников, для хранения на них необходимого для работы программного обеспечения и баз данных. Всё это объединяется понятием «IT-система компании». Помимо её первоначального выстраивания необходим отдельный сотрудник (в штате или по договору), кто будет помогать в её нормальном функционировании. Плюс, как правило, серверам требуется отдельное помещение. В результате запуск, настройка и поддержание системы обретают вполне конкретные характеристики в виде временных и ресурсных затрат. Разумеется, чем больше компания, тем эти затраты масштабнее. Не проще ли передать всё это беспокойное и затратное хозяйство на аутсорсинг?

Ещё один пример — ежегодно в самых разных бизнес-сферах возникают новые предприятия и стартапы. На первоначальном этапе молодым предпринимателям или начинающим инвесторам важно начать зарабатывать как можно быстрее. Следовательно — эффективно управлять расходами, в том числе на построение IT-систем. Аутсорсинг и в этом случае выглядит как наиболее логичный инструмент, позволяющий экономить и время, и средства.

Услуга сегодня весьма востребована в развитых странах. Международная исследовательская компания MarketsandMarkets, специализирующаяся на бизнес-исследованиях различных рынков с высокими темпами роста, передовых технологий и новых приложений, в этом году, например, подсчитала, что к 2026 году глобальный рынок подобных услуг вырастет в денежном эквиваленте до $354,8 млрд. Сейчас он оценивается в сумму $242,9 млрд.

«Предприятия по всему миру вкладывают большие средства в свою IT-инфраструктуру, чтобы поддерживать конкурентные позиции и достигать высоких производственных показателей. Вместе с тем предприятия обращаются к поставщикам услуг для управления своей ИТ-инфраструктурой, тем самым предоставляя услуги быстрее и эффективнее. Эти технологии вынуждают предприятия пересматривать свои бизнес-стратегии. Управляемые услуги помогают предприятиям поддерживать ИТ-инфраструктуру и управлять ею, а также устранять риски, связанные с ИТ-активами, эффективным и рентабельным способом», — объясняется в отчёте MarketsandMarkets.

На российских просторах IaaS находится ещё только в начале пути по завоеванию популярности, востребованности в бизнес-среде. При этом её проникновение развивается примерно одинаковыми темпами — что в столицах, что в регионах. Так, по словам Дмитрия Сопко, руководителя направления группы по продуктам IaaS Иркутского филиала ПАО «Ростелеком», в Приангарье уже сотни предприятий разного масштаба в той или иной мере воспользовались IT-аутсорсингом, предлагаемым оператором на базе своего ЦОД в самых различных вариациях. «Динамика ежегодного прироста новых клиентов хорошая, и к нам всё чаще обращаются для диагностики инфраструктуры, проверки на уязвимость и размещения своих ресурсов в наших Дата-центрах», — говорит Дмитрий Сопко.

Возражали — отвечаем

Скептики, как и приверженцы традиционной системы, могут возразить: свой айтишник, состоящий в штате, всегда «под боком», и если что-то происходит, то можно контролировать его работу. А удалённый сервис в случае локального ЧП предполагает неизбежные звонки незнакомым людям, трату времени на объяснение ситуации, ожидание результата, переживания, связанные с отсутствием контроля над процессом.

«Это очень популярный вопрос, возникающий в первую очередь у клиентов, изучающих тему IT-аутсорсинга», — комментирует Дмитрий Сопко, признавая: Ростелеком предлагает сервис, который не создаёт абсолютной замены ИТ-специалиста в крупных организациях. Зато у такого сотрудника высвобождается время на обслуживание инфраструктуры, но остаётся контроль над системой, её настройками, возможностью масштабирования и так далее. При этом стоит учесть, что пусконаладочные работы по развёртыванию, улучшению и обновлению инфраструктуры могут занимать более 30 дней. С услугой Ростелекома это происходит в течение одного рабочего дня. Не стоит переживать и о компетентной технической поддержке. При составлении договора обслуживания её можно прописать в качестве ежедневной и круглосуточной опции.

«Что же касается малого и среднего бизнеса, то благодаря нашей услуге можно сократить расходы на содержание штатного IT-специалиста. Тем более мы можем предоставить в тестирование необходимый пул ресурсов для проверки стабильности, удобства и практики в использовании IaaS», — добавляет эксперт.

Преимущество сервиса IaaS — в его масштабируемости. У Ростелекома в Иркутской области уже наработан солидный опыт сотрудничества в данном направлении — как с представителями малого бизнеса, так и с системообразующими клиентами. В частности, провайдер развернул услуги виртуального центра обработки данных (ВЦОД) для Восточно-Сибирского процессингового центра (ООО «ВСПЦ»), главный офис которого расположен в Иркутске.

Компания предоставляет навигационно-телематические услуги в регионе, имеет офисы в Якутии и Бурятии. С помощью ростелекомовского сервиса IaaS она смогла эффективнее управлять хранением и обработкой данных, а также использовать виртуальные вычислительные мощности.

«Нашей задачей было перевести мощности нашей серверной в виртуальное пространство для удобства использования и стабильной работы программного обеспечения. Совместно с Ростелекомом в кратчайший срок были развёрнуты две виртуальные машины и осуществлён перенос данных с физических серверов в виртуальный центр обработки данных. Его мощность помогает решать задачи намного оперативнее», — оценивает нововведение технический директор ВСПЦ Дмитрий Савилов.

Ещё одним пользователем сервиса в регионе стал крупнейший производитель сельскохозяйственных продуктов питания — СХАО «Белореченское». Предприятие разместило информационную систему на облаке Ростелекома.

«Нам важно было организовать качественный интернет во всех своих подразделениях — как производственных, так и торговых, находящихся в разных населённых пунктах Иркутской области. Ещё одна потребность заключалась в качественном, защищённом виртуальном сервере, который позволяет в круглосуточном режиме контролировать процессы и хранить важную корпоративную информацию», — объясняет цели перехода на IT-аутсорсинг генеральный директор СХАО «Белореченское» Гавриил Франтенко.

Представители ВСПЦ и «Белореченского» отмечают, что в результате перехода на облако Ростелекома они смогли ощутимо сократить расходы на содержание собственных серверных и штата специалистов, а также на приобретение и обновление ПО.

Представителем малого бизнеса, решившим перевести в облако часть бизнес-процессов, стала сеть пиццерий «Додо Пицца», заведения которой расположены в Иркутске, Ангарске и Усолье-Сибирском. Она разместила информационную систему на облаке Ростелекома. Директор сети «Додо Пицца» в Иркутской области Антон Нефедьев оценивает нововведение как абсолютно верное:

«Организовать качественный интернет во всей сети как для нужд самих пиццерий, так и для гостей, — давно назревшая необходимость. Качество, скорость и открытость — главные приоритеты в нашей работе, но этого невозможно достичь без современных технологий. Для оперативного мониторинга и хранения данных был развёрнут виртуальный сервер, который позволяет в режиме 24/7 контролировать процессы в пиццериях и хранить важную корпоративную информацию».

В Ростелекоме подтверждают, что облачные технологии применимы к решению задач любого предприятия. При этом комплекс мер по обеспечению физической и информационной безопасности облачной платформы Ростелекома гарантирует сохранность и конфиденциальность размещённых данных.

«Наши услуги имеют высокую степень защиты от DDoS-атак и соответствуют всем требованиям законодательства в сфере защиты персональных данных и информационной безопасности, — отмечает директор Иркутского филиала Ростелекома Юрий Тиман. — Кроме того, клиенты компании ценят оперативность, качество и ценовую политику, которую мы предлагаем».

Олег Усов