Бизнес по-женски

Пока писатели-фантасты прогнозируют приход матриархата, личности прагматичные констатируют факт: все больше женщин стремится занять в жизни лидирующие позиции. Представительницы «слабого» пола делают блестящую карьеру в политике, добиваются завидных успехов в творческих сферах, развивают свой собственный бизнес. Последний аспект особо примечателен для Иркутска, который исторически считается торговым городом: у нас достаточно много бизнес-вумен, воздвигающих настоящие империи как самостоятельно, так и с поддержкой своих любимых мужчин. Вопросы, как совмещать работу с семейной жизнью и как не стать полководцем в юбке, как никогда актуальны, поэтому SR провел деловой завтрак на тему «Бизнес и леди», пригласив к участию успешных и при этом счастливых деловых женщин, занимающихся самыми различными видами деятельности.

Фото Светланы Волковой

В деловом завтраке, который состоялся 25 февраля в ресторане «Тауэр», принимали участие генеральный директор агентства недвижимости «Тысячелетие» Светлана Ермолович, руководитель Иркутского филиала центра снижения веса «Доктор Борменталь» Инна Онищенко, директор студии врачебной косметологии «Моника» Екатерина Марковцева, генеральный директор ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь» Валентина Толстова и известный психолог Елена Карташова. Мероприятие провела руководитель проекта «Деловой завтрак» Яна Абалымова.

Конкуренция с мужчиной — главная ошибка

Встреча началась с провокационных вопросов, которые заочно задали всем участницам известные в городе мужчины. «Что побуждает прекрасных мира сего наживать себе головную боль под названием «бизнес», вместо того чтобы наслаждаться семейной жизнью и собственными увлечениями?», «Согласны ли вы с утверждением, что бизнес-вумен — это больше мужчина, нежели женщина?» — недоумевали телеведущий Игорь Альтер и генеральный директор «Акцент-М» Александр Сопин.

Практически все участницы делового завтрака подчеркнули, что с детства отличались лидерскими задатками и бунтарским характером. С такими данными узко очерченный круг обязанностей рано или поздно становится душным и тесным.

«Столько лет учиться для получения специализации и потом сидеть дома, полностью посвящая себя домашнему быту?! Нет, это не про меня. А работать на кого-то мне было сложно, так как в моих действиях меня сильно ограничивало начальство. Когда открыла собственную студию врачебной косметологии, то, как бы сложно мне ни было на первоначальном этапе, я ощутила свободу», — рассказывает о причине, подвигшей вести самостоятельный бизнес, Екатерина Марковцева. «Мысли реализуются, поэтому, если мечтаешь о чем-то большом, это обязательно сбудется. За результатом моих действий всегда стояли твердые намерения. Именно поэтому, наверное, у меня и получилось заниматься бизнесом, который продолжает динамично развиваться по настоящий момент», — добавила Светлана Ермолович. Инна Онищенко отмечает: «Занятие бизнесом я воспринимаю как важный путь самореализации. Попробовав свои силы в самых разных сферах, я нашла себя в деле, связанном с помощью людям. Мне нравится заниматься направлением снижения веса, наблюдая за тем, как наши клиенты получают удивительные результаты и делятся своими положительными эмоциями».

Психолог Елена Карташова убеждена, что нахлынувшая волна бизнес-леди появилась неслучайно, это связано со многими происходящими в обществе изменениями, и в особенности с отношениями между «Марсом» и «Венерой»:

— Львиная доля женщин вместо того, чтобы выполнять свою природную функцию (вдохновлять на подвиги мужчин), сами выходят на жесткий социальный ринг — они много зарабатывают, вступают в конкуренцию на рынке, активно проявляют себя в жизни. Дорога бизнес-леди очень опасная, и этот выбор может аукнуться женщине в будущем в виде полного отсутствия личной жизни или ее деформации. У меня было несколько очень богатых, но одиноких клиенток, которые после моей работы с ними кардинально поменяли свою жизнь — бросили бизнес, стали жить для себя и наконец-то обрели долгожданное семейное счастье. Понятно, что ничто уже не остановит женщин, они будут открывать бизнес, возглавлять властные структуры, просто им нужно относиться к этому делу по-женски. Необходимо воспринимать работу не как свою обязанность (зарабатывать деньги — прямая обязанность мужчины), а как удовольствие, даже, как бы парадоксально это ни прозвучало, способ побаловать себя. С таким подходом даже самая серьезная деятельность будет в радость. И ни в коем случае не стремиться конкурировать с мужчинами — сломаете и других, и саму себя.

Инна Онищенко подчеркнула: «Я не могу сказать, что работаю исключительно ради удовольствия, а не ради прибыли. Ведь успешность в материальном плане — это тоже часть самореализации. Также я считаю, что женщине иногда даже проще управлять бизнесом, чем мужчине. Ведь представительницам прекрасного пола свойственна хозяйственность, благодаря чему они в любое дело вкладывают душу, относятся к нему с заботой и с любовью, словно к своему ребенку. Мужчина — добытчик и «голова», а женщина — хозяйка и «шея».

В бархатной перчатке, но с железной хваткой

В вопросе о том, насколько отличаются стратегии управления коллективом у мужчин и женщин, мнения участниц встречи разделились.

«Я не пытаюсь быть с мужчинами на равных. У меня есть чутье и интуиция, которые позволяют принимать беспроигрышные решения. Зато мои заместители (эти должности в нашей компании занимают представители сильного пола) порой более логичные и собранные в каких-то непредвиденных обстоятельствах. Таким образом, сотрудники-мужчины и сотрудники-женщины у нас в «Тысячелетии» взаимодополняют друг друга, — делится своим опытом Светлана Ермолович. — Стоит также отметить, что у женщины в деловой сфере есть преимущества — начиная от стиля одежды и заканчивая особенностями поведения. Единственное, что никогда не прощается леди — откровенная грубость. Если мужчины даже в рабочей обстановке могут сказать друг другу что-то нецензурное и после этого спокойно продолжить совместное обсуждение проекта, то для женщин подобная выходка не останется незамеченной. Мудрость и интуиция — вот главные инструменты, с помощью которых мы по-женски добиваемся любых успехов в управлении».

Немало социологических исследований посвящено гендерным различиям в сфере бизнеса, а также особенностям поведения в женском, мужском и смешанном коллективах. О стратегии работы среди представительниц прекрасной половины человечества рассказала Екатерина Марковцева: «В нашей студии врачебной косметологии трудятся только женщины. Я отлично понимаю, что у каждой из них помимо работы есть семья, дети. Поэтому спокойно воспринимаю, если кому-то из подчиненных нужно отпроситься, чтобы решить какие-то свои личные вопросы, и при необходимости беру на себя их работу. Однако всему есть предел. Рабочие и личные моменты не должны сказываться на клиентах, которые заранее запланировали посещение какого-то конкретного специалиста».

Инна Онищенко наблюдает гендерные различия и у своих клиентов: «Любопытно, что обратившиеся к нам в центр по снижению веса мужчины достигают своих целей гораздо быстрее, чем женщины. К примеру, супруги совместно проходят программу, муж за месяц стройнеет на 8 кг, а жена — на четыре килограмма меньше. Дамы часто находят себе оправдания: «Я же женщина, мне можно то-то и то-то, сегодня сделаю себе исключение», — в то время как мужчина строго действует по намеченной схеме. Таким образом, представительниц прекрасного пола необходимо чаще направлять в нужное русло, чтобы они не сбивались с пути».

Психолог Елена Карташова так объясняет этот феномен: «Дело в том, что у женщин три речевых зоны (мыслительных потока), а у мужчин всего лишь одна. Чтобы это наглядно понять, стоит понаблюдать за поведением представителей обоих полов в магазинах. Мужчина идет туда целенаправленно, заранее зная, что хочет приобрести (и приобретает!), а женщина часто «просто так, чтобы прогуляться», в итоге возвращаясь либо с большим пакетом вещей, либо так ничего и не купив вовсе. Мужчина легко концентрируется на одной цели и добивается конкретных результатов, а женщина маленькими шажками параллельно решает сразу несколько вопросов. Эти гендерные особенности непременно следует учитывать и при ведении бизнеса».

Не без «параноидальных» мыслей

Любой бизнес — это достаточно серьезный шаг, требующий немалых трудозатрат и недюжинной силы воли. «В начале моего пути все воспринималось через розовые очки, казалось, что весь мир благоприятствовал моим амбициям. Сейчас же, когда я уже уверенно чувствую себя в бизнес-сфере, иногда, наоборот, мне не хватает былого доверия к людям. Доходит вплоть до «параноидальных» мыслей, когда начинаешь видеть подвох там, где его не может быть априори. Так что сейчас я заново учусь доверять окружающим, полагаясь на свою интуицию», — признается Инна Онищенко.

Екатерина Марковцева рассказывает о трудностях на начальном этапе создания бизнеса, с которыми сталкивается любая женщина, зашедшая в изначально не предназначенный для нее омут: «Когда четыре года назад я только начинала свой бизнес, приходилось все делать одной — быть и врачом, и бухгалтером, и даже уборщицей. Работала по 12 часов в сутки со всеми вытекающими последствиями. Через полгода мой муж не выдержал, сказал, что нужно срочно что-то менять».

Совмещение семейной жизни и ведение собственного дела — настоящее мастерство, которым следует овладеть любой бизнес-леди. «Нужно все успевать — и вести бизнес, и заниматься домашними делами, и общаться со всеми родными и близкими, и находить время на хобби. Я люблю жить в таком ритме, и это доставляет мне большую радость», — делится Светлана Ермолович.

Во время делового завтрака обсуждались многие темы — существуют ли какие-то виды бизнеса, которые женщинам вести предпочтительнее, как бизнес-леди совмещать работу и дом, как разрядиться после напряженного трудового дня. Парадокс, но наши гостьи, как и большинство мужчин, лучшим средством снятия стресса считают вождение автомобиля — хорошую длительную поездку за рулем. Вдоволь наговорившись, подпитав друг друга энергией, которой всем не занимать, бизнес-леди вернулись править миром. Миром под названием «бизнес», который живет по своим законам, вне зависимости от того, кто им руководит — мужчина или женщина.