Бизнес и власть распробовали цифру

Цифровые технологии в последние годы развиваются впечатляющими темпами. Во многом этот процесс подогревается не столько за счёт спроса конечных пользователей — физических лиц, сколько в связи с реальным интересом малых и средних предприятий, а также госорганов. Причин тому масса, начиная от сокращения издержек, заканчивая повышением лояльности потребителей. Последние, к слову, давно уже привыкли к повседневным онлайн-сервисам. Интерес же к ним со стороны бизнеса и власти приведёт, по мнению экспертов, к очередному скачку в развитии рынка подобных решений. А от этого выиграют в первую очередь не только прогрессивные столицы, но и регионы.

На состоявшейся в декабре встрече губернатора Иркутской области Игоря Кобзева и президента Ростелекома Михаила Осеевского основной темой обсуждения стала цифровизация региона.

Главное — инфраструктура

Главное условие распространения цифровых технологий — качественная инфраструктура. Жители больших городов воспринимают как данность стабильный высокоскоростной интернет в их мобильных устройствах и домах. Однако стоит отъехать от любого областного центра хотя бы на 100 километров — и телефон превращается из многофункционального устройства в обыкновенную звонилку, и уже привычная для многих цифровая среда становится недоступной. Примерно такая же картина высвечивается, если сравнить доступность различных цифровых услуг. Жители областных центров могут записаться к врачу не выходя из дома. Для многих районов это что-то из разряда фантастики.

В Иркутской области региональные власти совместно с крупнейшим российским цифровым провайдером — ПАО «Ростелеком» — не первый год и достаточно успешно работают над исправлением ситуации. На состоявшейся в начале декабря встрече губернатора Иркутской области Игоря Кобзева и президента Ростелекома Михаила Осеевского основной темой обсуждения стала дальнейшая цифровизация региона, в частности, комплексные решения в области медицины и устранение цифрового неравенства в Приангарье.

«Мы давно и довольно плотно сотрудничаем с компанией. Коронавирусное время диктует нам особые условия работы. Поэтому ключевой темой беседы, конечно, стала медицина, — отметил в ходе встречи Игорь Кобзев. — Сейчас эксперты Ростелекома помогают нам совершенствовать цифровые системы в сфере здравоохранения. Одна из основных задач — переход нашей медицинской информационной системы на единую цифровую платформу». Губернатор также подчеркнул, что во многих лечебных учреждениях Иркутской области уже работают системы электронных больничных и рецептов. Причём не только в крупных амбулаториях или поликлиниках, но и в небольших фельдшерско-акушерских пунктах.

Единая цифровая платформа предназначена для автоматизации деятельности медицинских организаций и органов управления здравоохранением области. В ней хранятся данные о каждом пациенте, который обратился за медицинской помощью в любую больницу региона. Система регистрирует в базе данных все сведения, начиная от вызова врача на дом и заканчивая проведением хирургических операций и выдачей необходимых документов. Это позволяет полностью исключить бумажные процессы, а также ошибки, вызванные человеческим фактором.

Все медицинские данные защищены в строгом соответствии с требованиями законодательства. Информация хранится в региональном центре обработки данных Иркутской области, доступ к ней могут получить только специалисты с соответствующими правами.

По итогам встречи Игорь Кобзев и Михаил Осеевский договорились продолжить системную работу по цифровизации Иркутской области. «Мы готовы и дальше сотрудничать с правительством области для расширения доступа жителей к сети и цифровым сервисам, — подчеркнул Михаил Осеевский. — В 2021 году на территории Приангарья Ростелеком завершил запланированные работы по второму этапу программы устранения цифрового неравенства, в результате чего специалисты компании построили 13 базовых станций в малых населённых пунктах с численностью от 100 до 500 человек».

Быть нужным даже в мелочах

Жители Иркутска на количество цифровых услуг и удобство доступа к ним не жалуются. Но одна специфическая проблема касается практически каждого потребителя.

«Наверное, у каждого случалась такая неприятность, когда в самое неподходящее время телефон оказывался разряжённым, а зарядного устройства с собой нет. Особенно часто это происходит на морозе. А в телефонах сейчас всё — кошелёк, почта, скан паспорта; ну и как же обидно, когда аккумулятор сел, а нужное фото ты ещё не сделал», — выражает общее мнение заведующая учебно-спортивной базой Иркутского училища олимпийского резерва Анастасия Бабкина.

Бизнес-структуры хорошо осведомлены о такой потребности, поэтому сегодня в кафе, торговых центрах и других местах массового пользования всё чаще можно встретить станции для подзарядки различных гаджетов, в том числе и бесплатные. Тенденцию поддерживает и Ростелеком, предоставивший в этом году зарядные станции для мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков в структурные подразделения государственного училища олимпийского резерва города Иркутска. Оборудование установили в холле спортивного комплекса «Байкал-Арена», в оздоровительном бассейне училища, на территории учебно-спортивной базы.

«Пары у спортсменов идут с восьми утра. Потом мы быстро обедаем и начинаем тренироваться в зале. И теперь очень хорошо, что в спорткомплексе «Байкал-Арена» на этих станциях можно быстро зарядить свой смартфон», — радуется нововведению мастер спорта по боксу, чемпион первенства мира по боксу среди юниоров, студент училища Василий Каверин.

Одновременно на станции могут подзаряжаться до десяти мобильных устройств с различными типами разъёмов, в том числе и гаджеты с беспроводными технологиями зарядки.

«Наша компания традиционно поддерживает иркутских спортсменов. Надеемся, что благодаря оборудованию для подзарядки мобильных устройств учащиеся будут спокойно заниматься спортом и не беспокоиться, что из-за севшего аккумулятора они останутся без связи», — отмечает директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Иркутского филиала Ростелекома Александр Бощенко.

Облако для больших и маленьких

Всё больше бизнес-структур переходит на облачные технологии. Эксперты отмечают, что перенос различных деловых процессов в цифровое пространство — однозначный тренд последних лет. Начиналось всё с элементарных «офисных» программ, с которыми удобно работать удалённо. Сейчас предприятия из самых разных сфер экономики охотно пользуются сервисом IaaS (инфраструктура как услуга). Это вычислительная инфраструктура (серверы, хранилища данных, сети, операционные системы), которую предоставляет провайдер клиентам для разворачивания и запуска собственных программных решений.

Преимущество сервиса IaaS в его масштабируемости. У Ростелекома в Иркутской области уже наработан солидный опыт сотрудничества в данном направлении как с представителями малого бизнеса, так и системообразующими клиентами. В частности, провайдер развернул услуги виртуального центра обработки данных (ВЦОД) для Восточно-Сибирского процессингового центра (ООО «ВСПЦ»), главный офис которого расположен в Иркутске.

Компания, одна из ведущих на рынке навигационно-телематических услуг Иркутской области, разместила собственную информационную систему на облаке Ростелекома, приобретя фирменный сервис IaaS. Благодаря этому решению предприятие с представительствами в трёх регионах России — Иркутской области, республиках Якутия и Бурятия — получило возможность самостоятельно управлять хранением и обработкой данных, а также использовать виртуальные вычислительные мощности.

«Нашей задачей было перевести мощности нашей серверной в виртуальное пространство для удобства использования и стабильной работы программного обеспечения. Совместно с Ростелекомом в кратчайший срок были развёрнуты две виртуальные машины и осуществлена миграция данных с физических серверов в виртуальный центр обработки данных. Расширение объёма ресурсов за считанные минуты помогает решать задачи намного оперативнее», — отметил технический директор ВСПЦ Дмитрий Савилов.

Теперь предприятие сократило расходы на содержание серверной, поскольку нет необходимости приобретать, обновлять и содержать обо­рудование при необходимом температурном режиме и уровне влажности с автоматической системой пожаротушения. Соответственно не нужен штатный специалист, который должен поддерживать работу серверной, не требуется покупать лицензии на операционные системы, так как они входят в IaaS.

Ещё одним крупным пользователем сервиса в регионе стал крупнейший производитель сельскохозяйственных продуктов питания «Белореченское». Предприятие, продукция которого поставляется в Восточную Сибирь, на Дальний Восток и в Монголию, разместило информационную систему на облаке Ростелекома.

«Нам важно было организовать качественный интернет во всей сети как для нужд производственных подразделений, так и для самих фирменных магазинов, которые находятся в разных населённых пунктах Иркутской области. Также для оперативного мониторинга и хранения данных специалисты Ростелекома развернули виртуальный сервер, который позволяет в круглосуточном режиме контролировать процессы и хранить важную корпоративную информацию», — подчеркнул генеральный директор СХАО «Белореченское» Гавриил Франтенко.

В результате «Белореченское» сократило расходы на содержание серверной инфраструктуры, так как исчезла необходимость приобретать, обновлять и содержать серверное оборудование, а также нести затраты на поддержание температурного режима, отказоустойчивого энергоснабжения, физической защиты и пожарной безопасности. Отпала необходимость в приобретении и продлении лицензий на средства виртуализации и операционные системы.

Представителем малого бизнеса, решившим перевести в облако часть бизнес-процессов, стала сеть пиццерий «Додо Пицца». Она разместила информационную систему на облаке Ростелекома и присоединила к ней свои заведения в Иркутске, Ангарске и Усолье-Сибирском.

«Организовать стабильный интернет во всей сети как для нужд самих пиццерий, так и для гостей — давно назревшая необходимость. Качество, скорость и открытость — главные приоритеты в нашей работе, но этого невозможно достичь без современных технологий и качественного интернета. Также для оперативного мониторинга и хранения данных был развернут виртуальный сервер, который позволяет в режиме 24/7 контролировать процессы в пиццериях и хранить важную для сети информацию», — подчеркнул директор сети «Додо Пицца» в Иркутской области Антон Нефедьев.

В Ростелекоме подтверждают, что облачные технологии применимы к решению ряда задач любого предприятия. При этом комплекс мер по обеспечению физической и информационной безопасности облачной платформы Ростелекома гарантирует сохранность и конфиденциальность размещённых данных.

«Наши услуги имеют высокую степень защиты от DDoS-атак и соответствуют всем требованиям законодательства в сфере защиты персональных данных и информационной безопасности, — отмечает директор Иркутского филиала Ростелекома Юрий Тиман. — Кроме того, клиенты компании ценят оперативность, качество и ценовую политику, которую мы предлагаем».

Олег Усов