Без руля, но с веслом
Двенадцать взрослых и один ребенок, четыре катамарана — два двухместных и два четырехместных, сплав по Оке от Орлика, что примерно в двухстах километрах от пограничного поселка Монды, до Верхне-Окинского, расположенного недалеко от города Зима. Река имеет четвертую категорию сложности (всего таких категорий шесть), что представляется довольно серьезным испытанием для новичка (коим я и являюсь). Все путешествие должно занять двенадцать дней.
Часть первая, сухопутная
В четвертом вагоне поезда №222 едем в Слюдянку, вся команда и пол-тонны груза — снаряжение, катамараны, еда. Прибываем на рассвете, и москвичи (весь состав, кроме меня и моей сестры Анны) дружной вереницей идут мочить ноги в воде Великого Озера и созерцать восход Солнца. Автобус, заказанный для поездки к месту начала сплава, оказывается обычным маршрутным такси с багажником на крыше. После погрузки всего туристического скарба бедная Istana просто легла на брюхо…
Для автолюбителей отмечу, что от Слюдянки до Монд практически везде лежит асфальт. Исключение составляет лишь небольшой участок протяженностью около 20-25 километров в районе отворота на Нилову Пустынь. От Монд до Орлика, наоборот, приходится ехать по гравийке, которая местами размыта горными речушками, местами засыпана обвалами и камнепадами. По дороге, если не поджимает время, стоит заехать в позную, что расположена сразу на въезде в Тункинский Национальный парк, и вкусить настоящих бурятских поз. Потом погреться в горячих источниках на берегу Иркута около поселка Жемчуг, и только потом ехать дальше. После выезда на гравийку любой бурятский водитель обязательно покажет гостям водопад недалеко от места впадения Белого Иркута в просто Иркут, а также Окинское озеро, из которого тоненьким ручейком берет начало река, по которой нам предстояло сплавляться. Долгая дорога вымотала нашу группу, капитаны приняли решение не ехать до Орлика, благо река уже была достаточно широкой и глубокой.
Сборка катамаранов — своего рода таинство, которому водоплавающие туристы посвящают целый день. Не торопясь, с легким матерком, воспоминаниями о маме и перерывом на обед собираются и стягиваются алюминиевые рамы, баллоны вставляются внутрь шкур и накачиваются. Важно, чтобы все сочленения были надежно закреплены, ведь нагрузки, которые будут испытывать суда в порогах и на быстрой воде весьма нешуточные…
Часть вторая, ботаническая
Фотография на память, и в путь. Река спокойна, течение не очень быстрое. Я постепенно привыкаю к жизни в воде — форма носа, а также степень загрузки нашего катамарана приводят к тому, что даже самая маленькая волна захлестывает двух передних гребцов, а я как раз сижу первым на правом баллоне. Работать веслом приходится только в одну сторону, это не байдарка, так что есть опасение, что к концу похода одна рука станет гораздо сильнее другой. Пусть и устойчивая, но не очень удобная поза в стременах на пирамидке приводит к постоянно затекшим ногам. Зато многоопытный экипаж, пока плывем по спокойной воде, успевает ввести меня в курс управления катамараном, поясняетет основные принципы прохождения водных препятствий, показывает некоторые приемы гребли. Вскоре эта наука оказалась очень кстати.
Согласно лоции, без которой, кстати, невозможен ни один водный поход, недалеко за поселком Орлик в Оку должен впадать мощный левый приток. Это река Тисса. А далее — три ступени Тисских порогов. Я об этом не знал и в результате получил хорошую порцию адреналина, когда впечатался во вдруг выросшую впереди волну, а затем сильно и абсолютно бестолково греб куда-то, путая планы капитана, которому хватило терпения спокойно указать на ошибки и пояснить, что в следующий раз надо делать. Река опять стала спокойной, местность постепенно изменилась, и к моменту, когда мы остановились на ночевку, Ока уже текла по лавовому каньону, о чем красноречиво говорил причудливый рисунок берега.
А на берегу нас ждало очередное потрясение — целое поле эдельвейсов. Тех самых, что по нашей глубокой уверенности, являются цветами сказочно красивыми, крайне редкими и растут где-то высоко в горах на неприступных скалах, так далеко, что за ним нужно идти три дня и три ночи, а потом долго искать среди камней. Своего имиджа цветы не оправдали — оказались не то чтобы очень уж хороши на вид и совершенно неполезны. «Плохой цветок», — говорят местные жители. — «Его коровы не едят». Вот так. Я же, подумав, два цветка выкопал с корнем и по возвращении посадил на даче — вдруг приживутся…
Часть третья, чистая топография
Один из живописнейших притоков Оки — река Жомболок. Она представляет собой большую мощную шиверу (совокупность отдельных надводных камней и проходов между ними) и получила жизнерадостное название «Восторг водника». И правда, в месте впадения Жомболока в Оку расположены великолепные места для стоянок, населенные всевозможными водоплавающими туристами, которые с упорством муравьев тащат вверх свои посудины, чтобы слиться сверху и хотя бы в течение нескольких секунд почувствовать себя покорителем стихии.
Самое интересное начинается внизу. Тут необходимо причалить к правому берегу, где на просторной, практически плоской поляне расположены стоянки, в то время, как стремительный поток уносит катамаран к отвесному краю лавового каньона слева. Оттуда перегрести течение, чтобы вернуться на стоянку, невозможно, и водники, не успевшие сманеврировать, превращаются на время в альпинистов: им приходится тащить катамаран вверх по Жомболоку, чтобы повторить попытку, что и было с успехом продемонстрировано двумя нашими капитанами, оседлавшими двухместный катамаран.
Интересно будет пробраться вглубь. Скажем, в процессе обследования окрестностей в поисках наиболее удачных точек для фотосъемки, был обнаружен Лес — именно с большой буквы. Это невозможно передать словами, но… Представьте себе поток лавы. Она течет. Поверхность ее постепенно остывает, но движение под застывшей коркой не останавливается. Огненный поток бурлит, следуя рельефу местности, обходит препятствия, в застывшей поверхности появляются трещины, а глыбы нагромождаются друг на друга. И весь этот хаос застывает. Проходят годы, поверхность покрывается лишайником и мхом, а еще через какое-то время вырастают деревья, редкие и чахлые. С корявых веток невысоких лиственниц веревками свисает лишайник. Сумерки и слабый мерцающий свет молодой луны усиливают жутковатость открывшейся картины.
А метрах в трехстах от места впадения основного русла Жомболока в Оку впадает еще один, самый нижний рукав, не такой мощный и полноводный, зато заканчивающийся великолепным водопадом—стеной, высотой около тридцати метров с отрицательным уклоном, с края которой низвергается поток воды. Это впечатляет.
Часть четвертая, про боевое крещение
Ущелье Орхо-Бом примечательно своими порогами. Чего стоят только названия: Пронеси Господи 1 и Пронеси Господи 2, Мельница, Центрифуга! Большинство из них мы проходили с просмотром: перед самым препятствием причаливали и шли смотреть, что нас ожидает. Капитаны обсуждали траекторию пути, остальные просто смотрели и пугались. Ребенка проводили по берегу, а остальные, закрепив покрепче каски и поддув спасательные жилеты, садились на суда и получали свою порцию адреналина. Осторожность наших капитанов, опытность основного состава группы и доля везения позволили нам без каких-либо неприятных приключений пройти весь маршрут. Чего не скажешь о туристах, которые были здесь до нас. Случайно у подножия одной из скал были найдены остатки снаряжения, следы разыгравшейся трагедии — четырехместный катамаран, две каски — одна пробита насквозь на затылке, вторая треснула спереди. Два спасательных жилета сверкали новизной, а третий, когда-то точно такой же, был разорван в клочья. На самом катамаране мы насчитали тринадцать отверстий. Веселье в лагере притихло…
Тем напряженнее чайный сервиз в лице меня с сестрой встретил необходимость пересесть вдвоем на двухместный катамаран и самостоятельно проходить пороги Мельница и Центрифуга, которые согласно лоции имеют III и IV категории сложности. Разумеется, полное отсутствие опыта плаванья на «двойке» сказалось сразу: как только мы из заводи попадали в течение, судно начинало крутить и несло прямо в порог. Мы вызвращались в заводь, чтобы повторить попытку, с противоположного берега товарищи что-то кричали, но шум воды заглушал звуки. На четвертой попытке мы решили не возвращаться в заводь, а постараться все-таки попасть на противоположный берег — сил становилось все меньше. С течением мы так и не справились, и мощным потоком воды нас понесло прямо в порог. Единственное, что оставалось — выровнять нос катамарана прямо на валы и цепляться веслами за воду, как учили. Со всего размаху мы влетели в огромную «бочку», катамаран начало разворачивать боком, но хватило сил выровнять курс… Как только мы вылетели из бочки, стало видно, что справа есть возможность пристать к берегу. Как нам потом рассказали, это препятствие можно было обойти вдоль берега. Зато «бочку» мы прошли очень грамотно, в соответствии со всеми канонами.
Часть пятая, спокойная
У нас впереди оставалось два порога, 62 километра шивер и примерно столько же спокойной воды. Мы прошли этот путь за три дня, научившись за это время довольно ловко управляться с доставшейся нам посудиной. Порог Мельница, после предварительного осмотра, пролетели, практически не вымокнув, а вот Центрифугу обошли вброд по мелкому боковому руслу. Еще одно препятствие, о котором стоит упомянуть, встретилось нам практически на выходе из ущелья. Раздвоившись на рукава, река делала крутой левый поворот, и прямо на повороте разделившиеся течения сливались вновь. Как раз в этом месте и образовалась большая «бочка», которую совершенно не видно из-за поворота. Шедший первым катамаран попал как раз в ее центр, скорость была невысокой и маленькая легкая посудина застряла — «бочка» «жевала» ее секунд тридцать, а потом «выплюнула» — невероятное зрелище. Если смотреть со стороны, конечно.
Два долгих последних дня — сплошная гребля. Река становится все шире, течение все медленнее, времени до самолета у москвичей все меньше. Традиционное окончание маршрута — поселок Верхне-Окинский. С воды он не виден, но предприимчивые местные жители вывесили здесь огромный белый флаг — местные водители неплохо зарабатывают в сезон, предлагая туристам подвезти их до вокзала в Зиме — всего 3,5 тысячи рублей за 70 километров. Мы их добротой не воспользовались, а приняли предложение находившейся там же белорусской группы и вернулись с ними в Иркутск.
Чем больше проходит времени, тем сильнее хочется назад в воду. Я, посадив на даче привезенные из путешествия эдельвейсы, задумался о покупке катамарана к следующему сезону, $1500 за четырехместное судно — и отличный отдых с впечатлениями семье обеспечен.
ЧТО НУЖНО ВОДНОМУ ТУРИСТУ?
Главное здесь не замерзнуть. Поэтому гидрокостюм из неопрена крайне приветствуется. Возможны варианты, но мне показалось, что оптимально иметь неопреновые штаны в сочетании с непромокаемой курткой. На ногах — обязательно неопреновые боты или бюджетный вариант в виде неопреновых носков и каких-нибудь самых дешевых кед, купленных на китайском рынке за сто рублей пучок.
Голова хоть и является костяным шаром, ее все же необходимо защитить каской. Каска должна иметь отверстия для слива воды, через которые также можно чесаться. Обязателен и спасательный жилет. За время нашего путешествия я услышал два противоположных мнения касательно этого предмета. Одни говорили, что спас для сплава по горным рекам должен быть обязательно надувным и большого объема — большое количество воздуха позволит удержаться на плаву даже в водяной пене. Другие ратовали в пользу компактных конструкций, заполненных пористым материалом или пенопластом. Их аргументы — такой жилет не мешает спасаться активно. От себя могу сказать, что полностью надутый спас-жилет действительно здорово мешает работать веслом. Зато хорошие неопреновые перчатки наоборот помогают не намозолить в кровь руки, привыкшие давить клавиатуру и держать мышь.