Фильм «Фрэнк» Леонарда Абрахамсона

Без царя в голове
Лето, как известно, не балует новинками независимого кинематографа, отдавая все на откуп супердорогим блокбастерам, глупым комедиям и мелодрамам со звездами. Тем не менее случаются и приятные исключения. В качестве отличного примера — фильм ирландского режиссера Леонарда Абрахамсона «Фрэнк», который будут показывать в этот уикенд в рамках проекта «Кино под открытым небом». Комедия о буднях никому не известной музыкальной группы, превращающаяся к финалу в драму о природе одаренности во времена «Фейсбука», будет интересна не только хипстерам, но и просто умной интеллигентной публике.

Работая офисным клерком в маленьком городке Англии, Джон мечтает стать рок-звездой и целыми днями сочиняет песни в формате «что вижу, то пою». По вечерам он пишет в «Твиттер» что-нибудь типа: «Весь день работал над песней». Звучит солидно, особенно если никто не знает, что он так ничего и не написал. В мире, где каждый мечтает стать кем-то особенным, недостаточно иметь аккаунт в социальных сетях. Впрочем, удача улыбается Джону, хотя и весьма необычным образом.

Случайность сводит его с музыкальной группой, имеющей непроизносимое название The Soronprfbs, которая оказалась на гастролях в этой глуши. Джона не смущает тот факт, что его приглашают присоединиться к коллективу просто потому, что один из музыкантов решил утопиться и его некем заменить. И каково же будет его удивление, когда он увидит, что лидером этой группы является некий Фрэнк, никогда не снимающий огромную голову из папье-маше. Все участники коллектива (по каждому из которых, к слову, плачет психушка) давно воспринимают это как данность, но Джону во что бы то ни стало хочется разгадать тайну этого талантливого и странного человека. Фрэнка, кстати, играет любимец публики Майкл Фассбендер — и это, безусловно, самая нетривиальная из его ролей.

Этот фильм должен понравиться всем, кто любит искусство с приставкой «инди» (от слова independent — независимый). Собственно, независимость — это главное кредо коллектива Soronprfbs и самого Фрэнка, который не озабочен коммерческим успехом и может позволить себе в течение года записывать гениальный альбом, затерявшись в ирландском лесу. Но плох тот мизантроп, что не мечтает о всеобщей любви.

Прототипом персонажа Фрэнка послужил реальный человек по имени Крис Сиви, поначалу игравший в панк-группе The Freshies, а после ее развала нахлобучивший на себя картонную голову и ставший одиноким комиком по имени Фрэнк Сайдботтом. Добившийся некоторого успеха в Англии, он в конечном счете умер нищим в 2012 году. Впрочем, фильм Леонарда Абрахамсона имеет к этой истории лишь косвенное отношение, затрагивая темы природы таланта, одиночества, сумасшествия и предопределенности. Так, Джон и Фрэнк, в чем-то похожие между собой, под определенным углом могут рассматриваться как Моцарт и Сальери, с поправкой на то, что дело происходит во времена «Ютьюба» и «Твиттера», когда мировое признание исчисляется количеством лайков. Впрочем, ценность такого признания, как и реальность достижений в современном искусстве, настолько же призрачны, насколько жизнеспособно предположение о том, что большая голова из папье-маше сделает тебя гениальным.

Тимофей Сундуков