Бесценный груз

Сегодня благодаря высоким технологиям медики не только могут обмениваться оперативными данными с диспетчерскими центрами, но и автоматически получать координаты аварий на сельских дорогах. Кроме того, именно технологии дают возможность спасти жизнь пациентов.

Надежная техника — основа эффективной работы скорой медицинской помощи

Для перевозки пациентов необходим специальный транспорт, приспособленный для медицинских нужд больных. «В нашем случае это автомобили медицинских транспортных компаний, — говорит главный врач центра реабилитации «Три сестры» Дмитрий Кухно. — В зависимости от медицинского и функционального состояния пациента мы пользуемся услугами разных бригад с различным оснащением автомобиля».

Среди основных требований врачей с принимающей стороны — наличие среди сопровождающих медицинского персонала, доктора или фельдшера. Не говоря уже об обязательном наличии инструментов и аппаратов неотложной медицинской помощи. Речь идет о дефибрилляторе сердца, аппарате или инструментах вспомогательного дыхания, кислородном баллоне, реологических лекарственных растворах. «Обычно машины скорой помощи — это лучший вид транспорта, так как они полностью приспособлены для перевозки пациентов в состоянии различной тяжести», — подчеркивает господин Кухно. Отдельный пункт — удобные носилки. «Речь идет о специальных носилках/каталках, на которые можно переложить пациента с различных по высоте кроватей, пола или кресла», — поясняет медик. С помощью таких носилок больного транспортируют к автомобилю скорой помощи и из него в больничное помещение.

Температурный режим и вентиляция особого значения не имеют, отмечает Дмитрий Кухно: их нормы для медицинского транспорта ничем не отличаются от требований, предъявляемых к обычным пассажирским автомобилям.

Кареты скорой помощи сертифицируются по размеру, объему и эргономике кабины перевозки пациента, наличию специальной системы освещения транспортной кабины, различных перил, ремней, носилок и т.д., рассказывает господин Кухно. Модели предлагаемых автомобилей имеют разную специализацию: скорая помощь, реанимобиль, санитарная или социальное такси. Первый тип представлен наиболее популярными моделями Ford Transit 300/350 или Fiat Ducato, обеспечивающими быстрое извлечение пациента по прибытии и возможность быстрого доступа к медицинскому оборудованию во время движения. Хедлайнеры среди реанимобилей — Ford Transit 350 и Peugeot. Больше всего вариантов предлагается в формате социального такси — Ford Transit 300/350/460, Fiat Ducato, Mercedes Sprinter и т.д.

Результаты внедрения разнятся от региона к региону, но в среднем при установке системы мониторинга удается сократить время приезда бригад скорой помощи на 20-30%. Благодаря сокращению времени выезда машин скорой помощи примерно на 20% сократилось и количество смертных случаев реанимационных пациентов.

На практике в клинике «Три сестры» предпочитают машину, полностью оборудованную для любого вида помощи и с соответствующим персоналом. При необходимости стандартный набор кареты неотложной помощи может быть использован для транспортировки тяжелых пациентов — тех, у кого зафиксировано повреждение спинного мозга, инсульт или черепно-мозговая травма. Их в реабилитационный центр «Три сестры» привозят из других больниц или аэропортов (если пациента переправляют из другого города или страны). Что касается стабильных больных — тех, кто поступает в реабилитационный центр из дома, то для их перевозки медики чаще используют обычный пассажирский транспорт или социальное такси.

Жизнь пациента зависит не только от того, будут ли его сопровождать квалифицированные медики с необходимым оборудованием, но и от скорости, с которой его доставят в больницу. И здесь ключевую роль играет водитель. Помимо обязательного внушительного стажа за рулем ему необходимы специальные навыки, которым обучают на особых тренингах. Эта практика принята пока только за рубежом, но, надеются врачи, доберется и до российской медицины. Так, на Западе шоферы машин скорой помощи проходят Ambulance driving course или Medevac — водительский курс медицинской эвакуации. По словам Дмитрия Кухно, обучение занимает от двух до трех недель и включает в себя навыки ночного вождения, разворотов, острых поворотов и обучение особенностям езды с включенной сиреной.

Эффективную работу бригады скорой помощи обеспечивает не только техническая база — сама машина, набор необходимых инструментов на борту и штат медиков, но и оперативный обмен информацией с диспетчерским центром. Сегодня система мониторинга транспорта скорой помощи состоит из двух частей. Первая — это терминал, который определяет координаты автомобиля, параметры его движения (скорость, направление) и передает эти данные в диспетчерский центр. «На основе полученной информации диспетчер решает, какой из бригад лучше всего поручить вызов с учетом специфики и загруженности бригады, ее местоположения и дорожной ситуации», — рассказывает Станислав Емельянов, заместитель генерального директора компании Omnicomm, одного из крупнейших игроков на рынке ГЛОНАСС/GPS-систем мониторинга автотранспорта. По словам эксперта, в конце смены диспетчерская формирует отчеты (на основе данных из системы), в частности об общем пробеге машины за смену и интенсивности работы (нагрузка на врача, нагрузка на водителя, общая нагрузка на борт), а также о нарушениях регламентов: времени выезда со станции, времени до прибытия к больному (не должно превышать десяти минут) и других.

Вторая часть комплекса — это подключенный к терминалу бортовой информационный комплекс (БИК), на который из диспетчерского центра поступает карточка вызова, содержащая всю необходимую для бригады информацию: адрес и данные больного — возраст, пол и предварительный диагноз. БИК оснащен дисплеем и клавиатурой, поэтому бригада имеет возможность быстро сообщить диспетчерскому центру свой статус: прибыли ли врачи к больному, нужна госпитализация или нет, какое отделение в больнице должно принимать пациента. Процесс нетрудоемкий и не занимает много времени: члену бригады скорой достаточно нажать несколько клавиш, и информация автоматически попадет в диспетчерский центр. Как дополнение к БИКу, в зависимости от комплектации, может входить принтер, на котором можно распечатать карточку вызова, или планшетный компьютер, позволяющий работать с ней в электронной форме, поясняет Станислав Емельянов.

«Результаты внедрения разнятся от региона к региону, но в среднем при установке системы мониторинга удается сократить время приезда бригад скорой помощи на 20-30%, — подчеркивает представитель Omnicomm. — Благодаря сокращению времени выезда примерно на 20% сократилось и количество смертных случаев реанимационных пациентов. Кроме того, в результате внедрения системы мониторинга на машины скорой помощи на 15-20% сокращаются расходы на горюче-смазочные материалы». В идеале система предназначена для передачи данных о диагнозе и принятых врачами скорой помощи мерах напрямую в больницу, чтобы врачи принимающей стороны могли заранее подготовиться к приему больного. «Однако эта часть системы развернута пока не во всех медицинских учреждениях», — говорит господин Емельянов.

Среди последних разработок — проект «Эра ГЛОНАСС», он пока находится на стадии тестирования. «Планируется, что в рамках системы экстренные службы будут извещаться обо всех ДТП с учетом степени их тяжести, а также о подаче водителем сигнала тревоги. На основании этих данных будут приниматься как меры по направлению на место происшествия спасателей, врачей и пожарных, так и меры по управлению дорожным движением и ликвидации возникших в результате происшествия затруднений, например, за счет направления транспорта в объезд», — рассказывает эксперт. Как поясняют специалисты, в условиях дневного города «Эра ГЛОНАСС» не дает существенных результатов, так как сообщить об аварии могут очевидцы. Однако в ночное время на сельской дороге, особенно там, где движение редкое и есть вероятность того, что аварию обнаружат только через несколько часов, ноу-хау может спасти не одну жизнь: координаты ДТП будут отосланы автоматически в ближайший диспетчерский центр. По данным некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП ГЛОНАСС), внедрение проекта «Эра ГЛОНАСС» позволит сократить смертность на дорогах на 10%.

Особых условий транспортировки требуют не только больные, но и средства для их лечения — медицинские препараты. «Ежегодно в России примерно 5 тыс. детей получают страшный диагноз: онкологическое или онкогематологическое заболевание. К сожалению, лекарства, которые уже активно используются за рубежом, на российский рынок приходят с запозданием в несколько лет», — говорит Татьяна Ефремова, специалист по КСО и внутренним коммуникациям DHL Express в России. Единственно возможный выход в такой ситуации — купить жизненно важные препараты за границей и доставить их в Россию. Этим занимается благотворительный фонд «Подари жизнь»: он приобретает порядка 90% незарегистрированных лекарств, ввозимых в Россию для лечения детей, говорит госпожа Ефремова. Что касается государственного регулирования ситуации, то еще три года назад волонтерам приходилось искать пути неофициального ввоза таких препаратов в Россию. Но сегодня для транспортировки медикаментов принята специальная таможенная процедура. Для этого Федеральная таможенная служба (ФТС) через Ассоциацию экспресс-перевозчиков обратилась к крупнейшим операторам с просьбой принять участие в разработке процедуры ввоза незарегистрированных лекарств в Россию.

«Первой, кто откликнулся на эту просьбу, была компания DHL Express. На согласование жизненно важной для многих больных детей таможенной процедуры потребовалось около месяца», — рассказывает Татьяна Ефремова. Усилиями оператора экспресс-доставки вместе с ФТС был описан ряд условий, при которых допускается ввоз незарегистрированных лекарств на территорию России, а также минимизировано количество необходимых документов. Также к разработке системы ввоза привлекались сотрудники фонда и таможенные специалисты на местах. «В феврале 2011 года DHL Express впервые импортировала незарегистрированный в России препарат эрвиназа для Максима Ивкина, семилетнего мальчика из Белоярска. Каждый шаг процесса транспортировки контролировался как со стороны ФТС, так и со стороны DHL», — говорит представитель компании.

Основная сложность перевозки медикаментов заключается в необходимости обеспечить не только минимальное транзитное время, но и температурный режим.