Бензин разыгрывают как по льготам

Независимые АЗС вынуждены повышать цены
В России назревает очередной топливный кризис: оптовые цены на бензин с конца лета растут, в то время как крупные нефтекомпании держат цены на своих АЗС. По данным Росстата, в опте цены за сентябрь увеличились сразу на 10%. Это приводит к тому, что независимые АЗС вынуждены поднимать свои цены. Подорожание важного для социального спокойствия товара уже начинает беспокоить регионы. Эксперты считают, что крупные нефтяники, разгоняя оптовые цены, «могут разыгрывать свою карту» в переговорах по льготам с правительством.

По мнению экспертов, самые серьезные проблемы сейчас на рынке дизтоплива, цены на которое находятся на историческом максимуме. Фото Виктора Коротаева

Цены производителей автобензина в сентябре увеличились на 10% по сравнению с августом, следует из данных Росстата. По данным биржи СПбМТСБ, с 1 августа цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 13,5% и 21%, до 50,3 тыс. и 55,4 тыс. руб. за тонну соответственно. АЗС крупных нефтекомпаний держат цены на уровне конца мая по соглашению с правительством: тогда в обмен на заморозку цен в рознице акцизы на бензин и дизтопливо были снижены с 1 июня. Но независимые трейдеры в условиях роста биржевых цен, возобновившегося к концу лета, вынуждены повышать цены на заправках. Средние розничные цены на бензин и дизтопливо с 1 по 7 октября выросли на 0,09% и 0,2% и составили 43,28 руб. и 44,69 руб. за 1 л, сообщал Росстат. Бензин АИ-92 подорожал на 2 коп., до 41,4 руб. за 1 л, АИ-95 — на 5 коп., до 44,62 руб. за 1 л. Топливо дорожало в 33 регионах. Наибольший рост был в Иркутске — на 2,2%, Кызыле (Тува) — на 1,3% и Чите — на 0,9%.

Ситуация с ценами на топливо обострилась весной, но после экстренных мер правительства оптовые цены начали снижаться. Их рост возобновился к концу лета. «Из-за осенних ремонтов и снижения продаж на бирже в сентябре–октябре выросли крупнооптовые цены,— сказал „РИА Новости“ глава управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин.— Вместе с тем розничные цены фактически не менялись с начала июня».

Контекст
ИНК раскрыла структуру отгрузок нефти

«Иркутская нефтяная компания» (ИНК) всю подготовленную нефть транспортирует в магистральный нефтепровод ПАО «Транснефть» «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), заявили „Ъ“ в нефтекомпании. В среднем почти 55% идет на внутренний рынок, 45% — на экспорт, отмечают в компании, внутри страны ИНК поставляет нефть по ВСТО на Хабаровский НПЗ и на Ванинский НПЗ. «Доля поставок нефти ИНК на внутренний рынок в последние годы растет,— добавили в ИНК.— Месторождения ИНК находятся на севере Иркутской области, технологическая схема грузопотоков нефти ПАО „Транснефть“ позволяет прокачивать подготовленное сырье только в восточном направлении». ИНК ведет добычу и разведку углеводородов на 41 лицензионном участке в регионах Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия). Основной акционер компании — Николай Буйнов. В 2017 году ИНК добыла 8,5 млн т углеводородного сырья. На севере Иркутской области с 2013 года компания реализует газовый проект, на первых этапах предполагающий строительство установок подготовки природного и попутного нефтяного газа для получения смеси пропана и бутана технической, продуктопровода и комплекса приема, хранения и отгрузки сжиженных углеводородных газов. Весь проект оценивается в 361 млрд руб. Екатерина Еременко

Подорожание топлива уже беспокоит власти в ряде регионов. Наиболее резко отреагировал глава Иркутской области Сергей Левченко, заявив 17 октября, что «цена увеличилась где-то на рубль, а где-то — сразу на четыре» и что речь не идет о тех организациях, у которых повышение цен произошло в пределах среднего по РФ: «Есть несколько структур, очень сильно поднявших цену». Чиновник напомнил, что в этом году выделены средства на компенсацию затрат на ГСМ аграриям. «Но если кто-то надеется, что государство будет все время давать деньги, чтобы увеличивались цены и чтобы они получали дополнительную прибыль, этого, конечно, не будет»,— предупредил он.

Позже пресс-служба губернатора сообщила, что с 8 по 14 октября средняя стоимость АИ-92 возросла на 2 руб. за 1 л, до 43,2 руб., АИ-95 и АИ-98 — на 3 руб. (46,4 руб. и 49,3 руб. за 1 л), летнего дизтоплива — на 2,5 руб., до 47,4 руб. Литр зимнего дизтоплива стоит 51,3 руб. Источник „Ъ“ в правительстве области говорит, что бензин с 30 мая не подорожал только на АЗС «Роснефти». Он отметил, что частные операторы берут бензин не у производителя, а у посредников, повысивших цены. Так, по словам собеседника „Ъ“, существенно поднялись мелкооптовые цены топлива у «Иркутскнефтепродукта» (структура «Роснефти»). «Возможно, НПЗ компенсируют прибыль, недополученную из-за сдерживания цен в рознице, в других сегментах рынка»,— говорит источник „Ъ“.

«Мы сохраняем привлекательные цены на бензин, как в рознице так и для мелкоптовых потребителей, — заверили „Ъ“ в „Роснефти“.— Губернатору Левченко же стоило бы обратить внимание на деятельность работающей в регионе Иркутской нефтяной компании, которая, добывая 8,5 млн т нефти, вообще не поставляет сырье на российский внутренний рынок».

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что в ситуации с ценами на топливо в Иркутской области нет ничего удивительного. Подобные проблемы есть и в ряде других регионов, отмечает он, из-за продолжающегося роста оптовых цен независимые трейдеры вынуждены повышать цены, а на АЗС крупных нефтекомпаний топливо не дорожает. «Но и нефтекомпании работают в убыток, да еще на повышенных объемах продаж, что приводит к сокращению мелкооптовых продаж и нехватке топлива»,— добавил господин Аркуша.

По словам Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», крупные нефтяники «могут разыгрывать свою карту», разгоняя оптовые и мелкооптовые цены. Самые серьезные проблемы сейчас на рынке дизтоплива, цены на которое находятся на историческом максимуме, говорит эксперт. Он полагает, что крупные производители пытаются укрепить свои переговорные позиции в диалоге с правительством по введению демпфирующего механизма — субсидии для НПЗ из нефтегазовых доходов бюджета. Господин Турукалов уверен, что ситуация на рынке топлива к концу года будет зависеть именно от достаточности льгот для нефтяников.

Дмитрий Козлов; Екатерина Еременко