Бендер глазами женщины

В Иркутском музыкальном театре им. Н.М. Загурского состоялись первые показы премьерного мюзикла «12 стульев» по одноименному роману Ильфа и Петрова. «Эксклюзивный во всех отношениях» спектакль по предложению театра поставила молодой режиссер из Хабаровска Анна Фекета, которая находит историю о великом комбинаторе очень современной и считает, что черты Бендера есть и в ней самой.

История о сокровищах, запрятанных в одном из 12 стульев, и авантюристах, решивших во что бы то ни стало их отыскать, кажется, известна всем и каждому в нашей стране. Сатирический роман, написанный в 1928 году Ильей Ильфом и Евгением Петровым, мало того, что до сих пор с удовольствием читается и перечитывается, но время от времени и экранизируется с разной степенью успешности. И даже странно, что этот материал не так популярен на театральных сценах. Так, например, только что поставленный в Иркутском музыкальном театре мюзикл на эту тему оказался единственным в стране.

Впрочем, это не мировая премьера. Этот же мюзикл с музыкой Игоря Зубкова и либретто Александра Вулых впервые (и единственный раз) был поставлен на сцене Московского дворца молодежи режиссером Тиграном Кеосаяном 10 лет назад, но, выдержав 100 показов в ежедневном режиме, сошел со сцены по причине нерентабельности. Судя по всему, тогда московскую публику Остапом Бендером перекормили. Но вот прошло десять лет, и великий комбинатор воскрес уже на иркутской сцене.

Арсен Митичашвили в роли Остапа Бендера. Фото Игоря Сирохина
Арсен Митичашвили в роли Остапа Бендера. Фото Игоря Сирохина

«Наш спектакль существенно отличается от всего, что было поставлено и снято на эту тему. Он эксклюзивный во всех смыслах этого слова, — рассказывает режиссер «12 стульев» в Иркутске Анна Фекета. — Во-первых, потому что этот мюзикл больше нигде в России не идет. Во-вторых, сами характеры персонажей сильно отличаются от того, что мы привыкли видеть в фильмах. Например, Остап для меня прежде всего талантливый человек. Его очень щедро одарила природа, и он мог бы быть великолепным бизнесменом, если бы события происходили в наше время. Он замечательный психолог, который знает подход к каждому человеку и который никогда не опускает руки. Я восхищаюсь им, и в каком-то смысле некоторые его черты есть и во мне».

Стоит отметить, что эксклюзивности этому материалу добавляет и то, что «12 стульев» впервые в истории поставила режиссер-женщина, и в самом спектакле хорошо видно, как она восхищается главным героем этого произведения. «Я придумала для себя такую его биографию: это мальчик, выросший в Одессе без родителей, фактически на улице, — комментирует она. — Какие у него могли возникнуть моральные ценности, если у него не было никого, кто мог бы ему объяснить, как надо себя вести? Он только слышал от моряков, что где-то есть прекрасный город Рио-де-Жанейро — рай на земле. И главная мечта его жизни — попасть туда. В этом смысле я его понимаю и оправдываю, почему он такой и так себя ведет».

Спектакль на иркутской сцене играется двумя составами, и роль Остапа Бендера — безусловно, самая главная в этой постановке — досталась сразу двум артистам: Арсену Митичашвили и Егору Кириленко. Оба они, конечно, вносят и свои собственные коррективы в образ великого комбинатора, созданный Анной Фекета. Так, Арсен, которому уже приходилось играть на этой сцене роли, гениально сыгранные до него в кино (в «Женитьбе Бальзаминова» и «Тетушке Чарли»), убежден, что попытки соревноваться с мэтрами не имеют никакого смысла.

«Повторять за мэтрами невозможно — нужно создавать свое, — говорит он. — Поэтому мой Остап получился таким, каким вижу его я. Авантюрист в высшей степени, человек-компьютер, которому на каждую проблему и ситуацию за доли секунды приходят тысячи вариантов ее разрешения. И таким образом он движется вперед. Остап никогда не сидит на месте, ему нужно постоянно что-то делать, постоянно себя реализовывать. Он шоумен и все делает так, чтобы его любили, чтобы все обращали на него внимание и наслаждались тем, как он выходит из любой ситуации».

Также в спектакле заняты народные артисты России Николай Мальцев и Владимир Яковлев (в роли Кисы Воробьянинова); Владимир Антипов и Виктор Лесовой (в роли отца Федора); Анна Рыбникова и Юлия Панченко (в роли Мадам Грицацуевой). Эксцентричную Эллочку Людоедку очень колоритно играет Евгения Калашникова.

Ближайшие показы мюзикла «12 стульев» пройдут на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского 1 и 2 ноября.