Белорусские обычаи на сибирской земле

Сибирь, как известно, заселялась постепенно. Она прирастала за счет казаков-первопроходцев, ссыльных, «самоходов», делегированных чиновников, активистов комсомольских строек, поселян-добровольцев и тех, кого сорвали с родных мест. Каждая из этих волн приносила в Прибайкалье и белорусов. Их дети, внуки, правнуки сегодня возрождают духовные и культурные национальные традиции, обычаи и ремесла. Все это удивительным образом вплетается в культурную жизнь сибирского региона и обогащает ее.

Белорусская диаспора — одна из самых многочисленных в Прибайкалье, около 14 тыс. человек. Она ведет свою историю с XVII века, когда первые белорусы добрались до берегов Байкала в составе казачьих отрядов, покорявших Сибирь. С тех пор на протяжении столетий число выходцев из Беларуси в наших краях только увеличивалось, появлялись целые деревни переселенцев.

В XIX веке волны переселений были связаны с восстаниями 1830 и 1863 годов: после подавления волнений людей ссылали в Сибирь. Среди ссыльных белорусов в основном были католики, и потому их начали стереотипно называть поляками. Так в Иркутск попал Ян Черский, уроженец северо-восточной Беларуси (Витебская губерния). Сегодня имя Яна Черского носит существующее в Иркутской области Товарищество белорусской культуры.

Также известно, что вереницы переселенцев потянулись в иркутские края в связи с реформами Столыпина начиная с 1903 года. А за 1911 год — это время строительства Кругобайкальской железной дороги — население Култука выросло в два раза, и среди новых жителей примерно треть составляли мигранты из белорусских губерний. Прибывали люди и в 30-е годы прошлого века, причем не только политические ссыльные, но и те, кто надеялся избежать объявленной в тот момент коллективизации. Затем белорусские строители наряду с выходцами из других республик СССР приехали строить Братскую и Усть-Илимскую ГЭС. И, наконец, еще одна волна миграции из Беларуси в Сибирь связана с Чернобыльской катастрофой и выводом ракетных войск из республики.

Все эти люди, приехавшие в Прибайкалье в одиночку и семьями, пускали здесь корни — устраивали быт, обрастали новыми друзьями и работали на благо страны и региона. При этом для них всегда было важным, приобретая что-то новое, не потерять связь с исторической родиной, с культурой предков.

Духовное братство

Иркутское товарищество белорусской культуры им. Яна Черского было создано по инициативе Олега Васильевича Рудакова в мае 1996 года, на первом Съезде белорусов Иркутской области. Это открытая общественная организация, где все построено на дружеских взаимоотношениях и направлено на знакомство с историей и культурой, объединение и возрождение национальных традиций. Среди членов товарищества много известных в Иркутске ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников, политиков.

Советник посольства Республики Беларусь Виктор Щетько в Иркутске вручил землякам-активистам благодарственные письма от имени посла И.Петрищенко.

За два десятилетия своего существования национально-культурная организация проделала огромную работу. Постоянно действуют детский клуб «Зярнятка» и молодежный клуб «Крывичы», где можно, например, научиться аутентичному пению и танцу. Создано 10 фольклорных ансамблей, белорусский народный хор и три хореографических группы. В творческих коллективах занимаются взрослые и дети. В отделения товарищества в селе Чарчет открыты детские кукольные театры «Батлейка». Собрана обширная библиотека белорусской литературы в Иркутской области, издается собственная бюллетень-газета «Маланка». Старинные предметы быта, костюмы, образцы текстиля и другие находки, обнаруженные в белорусских деревнях Прибайкалья, бережно перенесены в музей-мастерскую «Белоруская хатка» и на стенд в офисе. По сохранившимся образцам воссоздаются новые предметы. При товариществе работают секции прикладного творчества: соломоплетение, бисероплетение, поясоплетение, ткачество на кроснах, на бердах, изготовление народных костюмов, старинных фибул и обрядовых кукол, вытинанка и валяние из шерсти.

Жизнь Товарищества белорусской культуры наполнена десятками ежегодных колоритных мероприятий. Пожалуй, главное место среди них занимают белорусские обрядовые праздники — Каляды, Грамніцы, Гуканьне Вясны, Камаедзіца, Купальле, Дажынкі, Дзяды. Помимо этого, проходят конференции, круглые столы, литературно-исторические вечера, фестивали, выставки, экскурсии.

Региональная общественная организация «Иркутское товарищество белорусской культуры имени Яна Черского». Председатель: Алена Викторовна Сипакова. Иркутск, ул. Литвинова, 16, оф. 302. Тел.: (3952) 402-193, 89021704410. vk.com/bielarusyirkucku, pribaikal.ru/belorus.html

Личная память

Лариса Аболина, в прошлом — преподаватель и директор школы искусств пос. Култук, руководитель художественно-краеведческого направления в детском центре «Лазурит»:
Более 25 лет назад я узнала о знаменитом исследователе Яне Домениковиче Черском. Как студентке-художнице, мне с самого начала стало неинтересно просто копировать «красоту неописуемую» окружающих пейзажей. Хотелось понять, откуда все это и как получилось. Геологические исследования Яна Черского для меня оказались огромным открытием. В результате вариантом дипломной композиции стал его портрет на фоне пространственного пейзажа Байкала и Хамар-Дабана. Исследователь не раз бывал в Култуке и, я была уверена, стоял именно на этом месте, представляя момент «сотворения».
Спустя годы, я (уже руководитель детского кружка краеведения) вернулась к Яну Черскому как к земляку. Может и в юности не только любознательность привлекла мое внимание к нему, а что-то еще, что-то другое. Ведь бабушка моя, как и Черский, — белоруска, с Витебщины. До 17 лет я слышала дома белорусскую речь и рассказы о «милой Родине», с которой бабушка уехала, когда ей было тоже только 17. Туда ее душа стремилась до 95 лет.
Занимаясь родословны­ми уже не первый год, я все больше думаю о том, что случайностей не бывает: если человека не устраивает жизнь, работа, отношения — значит, он что-то потерял в прошлом, вовремя не заметил и ушел не туда. Уж не корни ли свои? Вспомнила бабушкины сказки, записала воспоминания, съездила на ее Родину — стало получше, но чего-то не хватало: захотелось узнать и историю, и литературу, и культуру Белоруссии, найти единомышленников, понять что-то еще.