Базовые ценности

на русско-корейской выставке
Международная выставка Minima Moralia, объединившая художников, фотографов и дизайнеров из Иркутска и Южной Кореи, открылась на прошлой неделе в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева. Экспозиция подводит итог трехлетнего пленэра, проводившегося на острове Ольхон с 2012 по 2014 год, и представляет все разнообразие современного изобразительного искусства.

Фото Марка Рыбака

От традиционной живописи и графики в духе иркутской живописной школы до видеоарта и инсталляций корейских авторов. Самое интересное в проекте, инициированном корейскими художниками при содействии Генерального консульства Республики Корея в г. Иркутске, — это кросс-культурные связи между представителями столь разных по традициям, культуре и менталитету народов. В течение трех лет около сорока авторов из Иркутска и Кореи встречались на острове Ольхон, чтобы попробовать найти общий художественный язык для выражения чувств, возникающих от общения друг с другом и неповторимой байкальской природой. Байкал сплотил художников, но все равно каждый из них остался собой — в этом можно убедиться на выставке в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея. В экспозицию после отбора попали работы 21 автора. Каждый из них выразил себя настолько по своему, что порой вообще непонятно, как столь разные по языку работы могли оказаться на одной выставке. Живопись, графика, керамика, фотография, дизайн, арт-объекты, инсталляции и даже видеоарт — такой разброс жанров и техник изобразительного искусства на первый взгляд выглядит странным.

«Подход к искусству у наших художников и зарубежных гостей, с одной стороны, разный, но с другой стороны, здесь хорошо видно, как художников сблизил Байкал, и то волнение, которое вызвало в их душах наше великое озеро, тоже, конечно, нашло отражение в их работах, — отметила на открытии выставки заместитель директора Иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. — Получилась совершенно потрясающая, удивительно разная и в то же время единая экспозиция».

Для корейских же кураторов, инициировавших проект Baikal Nomadic Residency Program, оказалось важным именно соединение разных подходов к искусству. «Люди искусства учатся друг у друга многому через общение и творчество, — говорит куратор программы Ким Хен Чжу. — За столь короткий срок мы узнали различия между корейским и русским современным искусством. И хотя был ощутим языковой барьер, мы смогли поддерживать общий интерес благодаря творчеству. Мы возвращаем России произведения искусства, сделанные на Байкале, и желаем, чтобы эта выставка стала началом появления новых мыслей, и чтобы проделанная работа была не напрасной».

Каждый из авторов попробовал рассказать свою историю о Байкале, и на выставку попали самые яркие из них, рассказанные языком искусства, понятном любому человеку на Земле.

По словам куратора проекта с иркутской стороны, художницы Яны Лисицыной, каждый из авторов попробовал рассказать свою историю о Байкале, и на выставку попали самые яркие из них, рассказанные языком искусства, понятном любому человеку на Земле. «В концепцию выставки заложено понятие базовых ценностей. Что бы ни происходило в постиндустриальном обществе, когда рушатся все традиции и основы, в любом случае сохраняются базовые ценности, которые позволяют нам оставаться людьми», — говорит куратор проекта с иркутской стороны, художница Яна Лисицына.

Действительно, каждый художник подошел к поставленной задаче по-своему. Для кого-то Байкал в очередной раз стал поводом для пейзажа (Сергей Писарев), кто-то попытался пофантазировать на тему легенд, связанных с великим озером (Яна Лисицына), кто-то выразил свои ощущения при помощи керамики (Андрей Поляница) или фотографии (Юрий Назыров). В этом смысле корейские авторы действовали совершенно иначе. Будто пытаясь проникнуть в суть окружающего их пространства, они искали артефакты в норах сусликов (Дионг Чжэ Чоль), пытались соединить фотографию и реалистическую живопись в одной работе (Ан Ген Су), делали оттиски растений на мягкой бумаге ручной работы (Хван Юн Чжу). Кое-кто даже буквально перенес свою байкальскую жизнь в музей — например, художница Чон Чжин Кен поставила в выставочном зале палатку и на протяжении нескольких часов, что длилось открытие выставки, занималась самым привычным для себя делом — рисованием.

Антон Кокин