Банкротство экономики

В Бурятии разгорается новый скандал, связанный с банкротством предприятий. На этот раз в Арбитражный суд Бурятии поступило заявление ООО «Бест-Продукты питания» — компания просит признать банкротом ООО «Бурятмяспром», крупнейшее мясоперерабатывающее предприятие республики.

Новость об этом прозвучала тем более неожиданно, что лишь 23 апреля на заседании совета при главе Бурятии по инвестиционной деятельности было принято решение рекомендовать предприятие для получения государственной поддержки в форме налоговых льгот. Предприятие с 2011 года реализует крупный инвестпроект по модернизации и строительству мясоперерабатывающего комплекса «Улан-Удэнский мясокомбинат», в июне 2013 года открыло консервный завод. Рассмотрение дела назначено на 8 мая, к этой дате предприятие-ответчик должно предоставить суду бухгалтерский баланс, список своих открытых счетов, адреса банков. Пока на заседании речь пойдет о проверке обоснованности заявления ООО «Бест-Продукты питания», но, если развитие событий пойдет по худшему сценарию, экономику Бурятии ждет еще один удар.

Полмиллиарда рублей только по итогам 2013 года уже потерял бюджет Бурятии из-за серии банкротств крупных предприятий региона. Эти деньги могли бы поступить в виде налога на прибыль от таких компаний, как «Байкалфарм», «Стамстрой», «Водоканал», «Бурятэнергосбыт», Улан-Удэнская судостроительная компания, «Амта». Иски о признании этих компаний банкротами поступали в Арбитраж Бурятии в 2013 году и начале 2014 года.

В числе недавних — ОАО «Бурятэнергосбыт», решение о признании этой компании банкротом и введении конкурсного производства сроком на полгода было принято в суде 31 марта этого года. Предприятие было гарантирующим поставщиком электроэнергии в регионе, но лишилось этого статуса за долги в 1,7 млрд рублей перед оптовым рынком электроэнергии. Ранее гордость республики — кондитерская фабрика «Амта» — подала в Арбитраж иск о признании банкротом. Фабрика проработала на рынке более 40 лет, с ее линий выходит около 300 наименований кондитерской продукции. Как прокомментировал в СМИ генеральный директор предприятия Сергей Пронин, убытки компании за последние три года составили 60 млн рублей, в результате кризиса было уволено около 200 работников, оставшиеся продолжали работать несколько дней в неделю. При этом Пронин посетовал на недостаточную государственную поддержку предприятия, при которой, уверен он, банкротства удалось бы избежать. Бизнес был выставлен на продажу, и вскоре появилась информация о покупке завода ангарской компанией по производству хлебобулочных изделий «Каравай». Новый собственник заявил, что намерен сохранить и бренд «Амты», и ее оригинальные рецептуры, сделав упор на расширение рынков сбыта, в первую очередь за счет сбытовой сети самого «Каравая».

Полмиллиарда рублей только по итогам 2013 года уже потерял бюджет Бурятии из-за серии банкротств крупных предприятий региона.

Однако в конце марта глава Бурятии Вячеслав Наговицын заявил в прессе, что «Амта» может быть вполне конкурентоспособным предприятием и на данный момент нуждается в смене менеджмента. Он подчеркнул, что руководство «Амты» обратилось к правительству за помощью совсем недавно, и отметил, что в таких случаях компании объявляют себя банкротами, когда сами не хотят поднимать свой уровень. Глава добавил, что, скорее всего, предприятию будет предложено наладить рынок сбыта, более активно заняться продвижением товара и найти способы удешевления продукции. Правительство и руководство компании провели ряд встреч и переговоров. 17 апреля предприятие отозвало из арбитража свою заявку о признании банкротом.

В суде находится и заявление ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания» о признании несостоятельным. Улан-Удэнский судостроительный завод — старейшее машиностроительное предприятие, основанное в 1929 году. Завод располагает тремя рабочими зданиями, цехом, кранами, стапельными путями для спуска и подъема судов. В 2005 году, чтобы сократить издержки, руководство оптимизировало территорию завода и освободило 17 из 22 гектар. В 2008 году Вячеслав Наговицын встретился с гендиректором управляющей компании «Залман» Владимиром Хвостовым и директором Улан-Удэнской судостроительной компании Вадимом Багненко, где высказался против банкротства. Представители компании тогда презентовали план застройки освободившейся территории новым жилым комплексом «УНГА» с домами, деловым центром, спорткомплексом, зонами отдыха на набережной. Но глава республики отметил, что в ходе реализации этого проекта существует потенциальная возможность уничтожения самого судостроительного завода, что нанесет урон экономике региона. Он отметил, что при цене проекта в 8,5 млрд рублей вся прибыль завода может уйти на инвестирование строительства, в то время как завод, хоть и находится в упадке, может стать крупным объектом промышленной зоны. Специалисты правительства рекомендовали тогда наладить контакты с судостроительными заводами Новосибирска и Санкт-Петербурга, предлагающими выпуск пластиковых катеров. В 2011 году судостроительный завод ликвидировали, присоединив к Улан-Удэнской судостроительной компании, и в конце 2013 года уже она подала в арбитраж заявление на банкротство. Нужно отметить, что с 2007 года на заводе шло строительство 50-метровой яхты — по официальной версии, ее заказчиком выступает иркутское ООО «Байкал Яхт-клуб», по неофициальной версии, распространенной рядом СМИ, конечный покупатель яхты — небезызвестный российский олигарх Олег Дерипаска. Достоверно известно только, что яхта до сих пор не достроена.

Одним из самых нашумевших банкротств в Бурятии остается история с ОАО «Байкалфарм». В конце 2013 года практически как гром среди ясного неба грянула новость о банкротстве единственного в регионе ликероводочного завода. Стало известно, что в учредительные документы ООО «Эмис», владеющего контрольным пакетом в ОАО «Байкалфарм», внесены изменения, в результате которых юридический адрес компании переместился в Нальчик, а 60% акций общества оказались в собственности кабардинского ООО «Гелиос». И уже по месту новой прописки завод подал заявление о признании себя банкротом. Представители Бурятского управления Федеральной службы судебных приставов опечатали цеха и склады готовой продукции на территории завода, было остановлено производство. Судебным приставом-исполнителем были наложены аресты на денежные средства на 19 расчетных счетах должника, арестовано было также движимое и недвижимое имущество на общую сумму 354 млн 406 тыс. 207 рублей. Аналогичные постановления об аресте имущества «Байкалфарма» были направлены также в Иркутскую область и Красноярский край, где компания имеет свои филиалы и производственные площадки. В итоге завод был признан банкротом, в настоящее время производство продукции остановлено, новые собственники предприятия распродают остатки запасов и, что с компанией будет в дальнейшем, пока непонятно — никаких комментариев по поводу банкротства ни от старых, ни от новых собственников не поступало.

«Данный факт, — прокомментировали «АН» в министерстве экономического развития Бурятии банкротство завода, — оказал определенное отрицательное влияние на развитие пищевой промышленности республики, но данная динамика была нивелирована развитием других предприятий отрасли, осуществляющих модернизацию производства и увеличивающих выпуск конкурентоспособной продукции. К таким предприятиям можно отнести, к примеру, ОАО «Молоко Бурятии».

Власти Бурятии изначально отнеслись к ситуации с банкротством «Байкалфарма» спокойно: Вячеслав Наговицын в свое время отметил, что «свято место пусто не бывает». Сейчас рассматривается перспектива создания нового ликероводочного завода.

Вообще, нужно сказать, что власти республики изначально отнеслись к ситуации спокойно: Вячеслав Наговицын в свое время отметил, что «свято место пусто не бывает». Как сообщила на недавней пресс-конференции министр экономического развития Бурятии Татьяна Думнова, в настоящее время в качестве альтернативы «Байкалфарму» рассматривается перспектива создания нового ликероводочного завода и уже ведутся поиски инвесторов. При этом Думнова подчеркнула, что переговоры с новым собственником компании продолжаются, и в министерстве надеются, что предприятие все же заработает.

Неоднозначная ситуация сегодня наблюдается на еще одном крупном предприятии республики — Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе (ЛВРЗ). С 2013 года в СМИ появлялась информация о массовых сокращениях работников, которую представители завода совместно с министерством промышленности и торговли РБ тут же опровергали. Со временем, однако, массовые сокращения из слухов превратились в факты: руководство ЛВРЗ официально подало извещение о предстоящем сокращении численности штата. Как сообщила пресс-служба главы и правительства РБ, под сокращение попадут порядка 700 человек, в связи с этим городской центр занятости населения объявил о проведении предувольнительных консультаций и ярмарки вакансий рабочих для предприятий ЗАО «Улан-Удэ Стальмост» и ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод». Сотрудники завода обратились к депутату Государственной думы России, коммунисту Вячеславу Мархаеву. Под обращением подписались 400 человек. 19 апреля представители КПРФ устроили по поводу обращения пресс-конференцию, чтобы донести позицию рабочих до как можно большего количества людей. При этом на пресс-конференцию пришел только один представитель завода, остальные, боясь потерять работу, от участия в мероприятии воздержались. Как отметил Вячеслав Мархаев, в лучшие времена на заводе трудились более семи тысяч человек, сейчас же штат сотрудников ЛВРЗ составляет 5,6 тыс. человек и планируется сокращение до 1,6 тыс. человек, что, конечно, не улучшит социально-экономическую обстановку в регионе. В целом такое явление, заявил он, не что иное, как результат принятого в 2012 году постановления правительства о реформировании Российских железных дорог. Он пообещал обеспечить гласность этой проблеме и взять ситуацию под контроль. Как сообщило в марте министерство промышленности и торговли РБ, несмотря на сложную ситуацию, речи об остановке предприятия не идет. Информацию о том, что сокращение работников предприятия вызвано реформами, подтвердили и в минэкономики Бурятии:

«Сокращение работников на Улан-Удэнском ЛВРЗ обусловлено модернизацией производства, увеличением доли автоматизации на предприятии. Вопрос находится на контроле в правительстве республики, проводятся мероприятия по подбору вариантов трудоустройства сокращаемых работников», — сообщили в министерстве.

Непростая ситуация по итогам года сложилась в лесопромышленном комплексе Бурятии, причиной чего стали, в первую очередь, серьезные проблемы у лидера целлюлозно-бумажной промышленности — Селенгинского ЦКК, в результате чего отрасль снизила свое производство на 15%. Это градообразующее предприятие в течение последних трех лет вынуждено было нести дополнительную кредитную нагрузку, однако, как отмечал в декабре 2013 года министр промышленности и торговли республики Александр Гребенщиков, до 2013 года явных причин для беспокойства и остановки работы не было. «Проблемы у предприятия начались, когда пришло время выплачивать не только проценты, но и сам кредит, взятый якобы на развитие предприятия», — заявил тогда министр. Кредиторская задолженность комбината на тот момент составила 856 млн рублей, недостаток оборотных средств привел в итоге к остановке производства 8 ноября. Без работы остались 1,7 тыс. человек, проблемы были и с поставками угля: завод, помимо того, что является в Селенгинске основным местом работы, еще и отапливает поселок. 7 декабря более 2,5 тыс. жителей поселка вышли на акцию протеста, а 19 декабря о проблемах Селенгинска узнала вся страна — благодаря вопросу бурятской журналистки Владимиру Путину в ходе пресс-конференции. Глава страны пообещал разобраться с проблемой. Вскоре после этого у предприятия появился новый собственник: контрольный пакет акций выкупила бурятская компания ООО «Байл», представитель которой, Евгений Пруидзе, заявил, что основная его задача — разобраться с делами, погасить долги перед сотрудниками и поставщиками угля и к 8 января запустить производство. Производство было запущено 10 января уже 2014 года, в начале которого произведено и погашение задолженности по заработной плате. «В настоящий момент хозяйствующим субъектом разрабатывается бизнес-план развития предприятия и проект по инфраструктурным объектам, строительство которых необходимо для развития предприятия», — отметили в минэкономики. И подчеркнули, что данные вопросы в настоящее время находятся на постоянном контроле со стороны правительства РБ, принимаются меры по устранению возможных последствий.

Так, под патронажем министерства экономики готовится к реализации проект по развитию поселка Селенгинск, где предусматривается возможность создания новых производств с целью диверсификации и ослабления монозависимости от деятельности градообразующего предприятия. Минпромторг республики готовит проект создания частного индустриального парка. Эти предложения будут представлены в Минэкономразвития России для получения соответствующей финансовой поддержки Правительства Российской Федерации. Главный акционер Селенгинского целлюлозно-картонного комбината Евгений Пруидзе попросил у главы Бурятии Вячеслава Наговицына 1,5 млрд рублей господдержки для предприятия. Сам собственник планирует вложить в предприятие более 5 млрд рублей в ближайшие два года и превратить его в одно из лучших в мире по производству целлюлозы. Он подчеркнул, что на момент приобретения инфраструктура завода была полностью изношена и на сегодня сохраняется риск повторения ситуации зимы 2013 года. Пруидзе подчеркнул, что намерен реконструировать предприятие и затем довести объем выпускаемой продукции с 1,5 до 10 млрд рублей. При этом на сегодня у комбината сохраняется задолженность перед банками, поставщиками сырья, угля и электроэнергии в размере 1,8 млрд рублей. Убытки компании по итогам 2013 года составили 450 млн рублей.

Какие потери ждут республиканский кошелек в 2014 году, пока сказать сложно, хотя специалисты и продумывают, каким образом можно восполнить образовавшуюся финансовую яму. В частности, министерство экономического развития региона ведет поиск компаний, которые могли бы занять освободившиеся ниши. Кроме того, считают они, говорить о том, что экономика региона пришла в упадок, преждевременно.

«Говоря в целом об экономике региона, — подчеркнули в министерстве экономического развития, — следует отметить, что по итогам первого квартала текущего года рост промышленного производства составил 3,2% (относительно аналогичного периода прошлого года). Данный рост был обеспечен значительным увеличением по добывающей отрасли — на 16,1%, что связано с ростом объемов добычи золотодобывающих предприятий, а также предприятий, работающих на угольных месторождениях. Также за счет повышения уровня производства отдельных отраслей положительная динамика наблюдается и в обрабатывающих производствах, рост составил 4,5%. Делать окончательную оценку финансового результата предприятий по истечении столь короткого отчетного периода будет не совсем правильно. Многие промышленные предприятия в начале года находятся в стадии завершения формирования портфеля заказов на текущий период».

Больным вопросом, который возникает при банкротстве предприятий, остается трудоустройство оставшихся без работы людей. В банке вакансий органов службы занятости Бурятии на данный момент заявлено 7685 вакансий, в том числе 5748 вакансии постоянного характера от 962 предприятий Бурятии. Есть потребность в специальностях, которые указаны в списке профессий, подлежащих высвобождению, например, на ЛВРЗ — электрогазосварщиках, электросварщиках, инженерах, бухгалтерах, водителях, слесарях, грузчиках, газорезчиках, столярах, технологах, токарях, машинистах, операторах ЭВМ и других. Впрочем, люди не верят, что им удастся быстро найти новую работу. Как отметил на пресс-конференции по поводу сокращения на ЛВРЗ инженер-технолог завода Игорь Соколов, заявления о восьми тысячах вакантных мест не успокаивают, а скорее вызывают недоумение — почему при таком количестве вакансий растет безработица?

«Я очень сомневаюсь, — подчеркнул он, — что те работники, которые будут уволены с ЛВРЗ, будут вскоре трудоустроены».