Балеты-предсказания из республики Бурятия

Накануне в Иркутске на сцене музыкального театра им. Н.М. Загурского открылись юбилейные гастроли Бурятского театра оперы и балета. Несмотря на то что театр приезжает в Приангарье уже пятый год подряд, каждый раз коллектив привозит что-то особенное. Так, в этом году такими постановками стали масштабные премьерные постановки, которые иркутский зритель увидит впервые. Среди них «Дон Кихот» Минкуса и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, которые поставил бывший солист Большого театра Морихиро Ивата, занимающий сейчас должность главного балетмейстера бурятского театра.

Гастроли открылись 24 июня с вечера одноактных балетов и хореографических миниатюр, в котором бурятская труппа продемонстрировала весь свой диапазон — от классического «Лебединого озера» до современного танцевального прочтения песен Владимира Высоцкого. Но по-настоящему интересным произведением стал одноактный балет «Тамаши», поставленный Морихиро Иватой в самом начале своей работы в бурятском театре. Музыкальной основой этому повествовательному балету послужила музыка знаменитого японского ансамбля «Кодо», который прославился на весь мир благодаря игре на традиционных барабанах тайко. В качестве либретто была использована древняя японская легенда о богине Аматэрасу, которая должна вернуть жизнь на землю после большого землетрясения. Ради возрождения жизни на земле пяти самураям необходимо принести в жертву свои души.

«Жанр балета «Тамаши» я определил как классический балет японского стиля, опирающийся на традиции Большого театра», — говорит Морихиро Ивата. Сам выходец из Японии, он как никто другой смог наполнить это произведение национальным колоритом с одной стороны, и классической школой — с другой. Главный балетмейстер и сам вышел на сцену в этот вечер, чтобы продемонстрировать школу Большого театра в образе одного из самураев.

В общей сложности бурятский театр привез в Иркутск семь балетных названий и две оперных постановки. При этом два балетных спектакля будут представлены иркутской публике впервые: это масштабные классические постановки «Дон Кихот» Минкуса и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.

«Это грандиозные спектакли, которые может осилить не каждая труппа, — рассказывает Морихиро Ивата. — Во многих театрах показывают сокращенные версии этих постановок, а мы привезли полные версии. Проделана огромная работа. Для того чтобы она удалась, мы обращались за помощью в Большой театр, откуда к нам приезжали дирижеры, художники по костюмам, декораторы и репетиторы. Нам было необходимо подойти к этой работе очень ответственно, ведь это великое наследие, которое передавалось лучшими хореографами в течение десятилетий».

«Дон Кихот» стал первой большой работой Морихиро Иваты на бурятской сцене. Сегодня этот классический балет имеют в своем репертуаре практически все ведущие академические театры мира, и то, как удалось японскому хореографу поставить его с бурятскими коллегами, можно увидеть 26 и 27 июня. «Он очень легко смотрится, там довольно простой сюжет, но замечательная музыка, и он весь строится на нюансах, за счет чего возникает ощущение, что вы находитесь в Испании, — рассказывает балетмейстер. — В этом большая заслуга художников и репетиторов из Большого театра. Публика в Улан-Удэ приняла его очень хорошо».

По словам Морихиро Иваты, «Бахчисарайский фонтан» (его покажут иркутской публике 29 июня и 1 июля) еще более масштабный спектакль. «Это философский драматический балет по мотивам одноименной поэмы Пушкина, в котором неожиданно актуально проявилась тема Крыма, хотя я начал его ставить еще до этих событий, — признается хореограф. — Странно получилось. Как только я поставил балет «Тамаши», случилась трагедия на Фукусиме, стоило поставить «Бахчисарайский фонтан» — присоединили Крым. Я не знаю, что мне ставить в следующий раз».

Антон Кокин