Балеты Бурятии приобрели японский акцент

В Иркутске 29 мая завершаются очередные гастроли Бурятского театра оперы и балета. Несмотря на то что театр из соседней Бурятии бывает в Приангарье, можно сказать, регулярно, каждый раз артисты стараются удивить иркутян и привозят свежие постановки. Так было и в этот раз. Сразу несколько новых балетных спектаклей в Иркутске представил новый художественный руководитель балета, лауреат многих престижных международных конкурсов, солист Большого театра России с 1996 по 2012 гг., японский танцовщик и балетмейстер Морихиро Ивата.

«Синяя птица» поставлена как классический балет для детской аудитории. Фото Евгения Козырева

Возглавив балетную труппу с начала текущего театрального сезона (в сентябре прошлого года), экс-солист Большого театра Морихиро Ивата сразу начал довольно плодотворно работать с улан-удэнскими танцовщиками. Так, за это время он успел выпустить целых три балетных премьеры. Всей душой обожая русский балет и Большой театр, Морихиро Ивата тем не менее не считает, что смена работы — шаг назад в его карьере. Отдав 17 лет Большому театру, он в любом случае уже редко сам выходит на сцену, полностью переключившись на режиссуру и хореографию. «Это очень хорошо, что в Улан-Удэ гораздо меньше людей, чем в Москве. Люди гораздо спокойнее, более естественные. Так что в Улан-Удэ очень хорошо, — признается он, — правда, зимой холодно, но зато внутри тепло. Я очень счастлив, что работаю в Улан-Удэ, театр просто потрясающий. Мы с труппой потихоньку привыкаем друг к другу, находим общий язык, мне нравится их работоспособность, я на самом деле восхищен уровнем их профессиональной подготовки, работать с ними одно удовольствие».

Первым, что поставил японский балетмейстер на бурятской сцене, стал балет «Синяя птица» Павла Турсунова для детей и юношества по мотивам сказки Метерлинка о странствиях детей дровосека в поисках волшебной птицы. (Этот спектакль труппа дала в рамках иркутских гастролей несколько раз.) «Мы постарались средствами языка танца рассказать детям о простых человеческих отношениях, о внимательном и добром отношении к миру животных и природы», — говорит автор хореографии и постановщик Морихиро Ивата. Простой и понятный по хореографии, этот спектакль, с одной стороны, апеллирует к детской аудитории, временами даже заигрывая с ней (постановка изобилует добродушным юмором), а с другой — знакомит зрителя (в облегченном варианте) с основами классического балета. Это своего рода классический балет, сделанный в наше время. Кстати, впервые этот спектакль был поставлен Морихиро Иватой в декабре 2011 года в Перми с местным театром, так что на бурятскую сцену перенесен уже опробованный в другом регионе успешный проект.
«Детский спектакль на самом деле очень специфичен, ведь, если вы заметили, в современном мире вообще очень мало ставят детские балеты. И если современные постановки еще существуют, то классических балетов для детей нет вообще, — рассказывает постановщик. — Поэтому самое главное, когда ставишь для детей, нужно, чтобы им было понятно, что происходит на сцене, увлекательная тема, немного юмора и, что важнее всего, доброта».

Для Морихиро Ивата эта самая «доброта», кажется, вообще является одной из основополагающих граней бытия. Это сразу чувствуется в личном общении с танцовщиком, лишенным всякого налета «звездности» Большого театра.

Родившийся в Йокогаме в балетной семье (отец — директор балетной школы, мать преподаватель в ней же), Морихиро с детства был увлечен танцами и совершенно естественно выбрал для себя эту стезю. Однако более всего с самого детства, как сам признается, был увлечен именно русским балетом: «Я мечтал изучать русский балет, и именно в Москве. Окончив балетную школу в Японии, в 19 лет приехал в Москву на стажировку, — рассказывает Морихиро, — хотя в 1990 году очень непросто было получить визу». После окончания училища был принят в государственный театр «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева, где познакомился со своей будущей женой. Однако театр пришлось оставить, когда в семье появилась дочь, — труппа постоянно гастролировала, а Морихиро принял решение проводить больше времени с семьей. «Тогда я стал пробоваться в Большой театр, но приняли меня не сразу, — вспоминает танцовщик. — Прежде чем попасть в труппу, я год стажировался, то есть, по сути, был безработным все это время. Но в конце концов меня приняли и я 17 лет отработал там. Этот опыт для меня самое дорогое в жизни. Я обожаю Большой театр и восхищаюсь им. Но из-за возраста карьеру пришлось завершить».

Впрочем, еще будучи солистом Большого театра, Морихиро Ивата стал пробовать себя в качестве балетмейстера-постановщика. После нескольких танцевальных номеров, созданных с молодыми артистами, он почувствовал вкус и все больше стал погружаться в режиссуру.

Результат этих усилий зрители могли оценить на спектаклях Бурятского театра оперы и балета, которые проходили на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского. Так, в рамках гастролей, кроме классических балетных постановок, идущих на бурятской сцене уже давно («Жизель» Адольфа Шарля Адана, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова), прошли два балетных вечера, состоящие из хореографических миниатюр и одноактных балетов.

Балетная программа «Восхождение», представляющая собой попурри из хореографических номеров и балетных сцен, демонстрировала диапазон труппы, которая славится своей школой и традициями. Так, здесь были показаны адажио из «Лебединого озера», па-де-де из «Корсара» и «Шахерезады», «Индусский танец» из «Баядерки», «Цыганский танец» из будущего балета «Дон Кихот» (его премьера состоится в Бурятии в июне) и другие интересные номера, включая, например, хореографическую композицию на музыку певицы Земфиры. Ключевым номером стало «Восхождение на Фудзияму» в постановке Морихиро Иваты — искусная смесь традиционной эстетики лубочной японской графики, атмосферы восьмибитных компьютерных игр с элементами пантомимы, полная юмора и живой энергии. Также в рамках этой программы была показана балетная сюита «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» французского композитора Шарля Гуно. В этом ожившем средневековом полотне родом из эпохи Возрождения радуются празднику жизни нимфы, дриады и сатиры во главе с Вакхом и Паном. В роли последнего показывает свое профессиональное мастерство и сам руководитель балетной труппы Морихиро Ивата, который просто летает над сценой.

И совсем уж эксклюзивным представлением стал новый одноактный балет в постановке Морихиро Иваты под названием «Тамаши», премьера которого состоялась на иркутской сцене в рамках гастролей бурятского театра. В основе этого хореографического произведения лежит древняя японская легенда: «Жители некоего чудесного острова становятся жертвами извержения вулкана, и, чтобы богиня Аматэрасу со своими девами вернула на землю жизнь, старец должен принести в жертву души пяти самураев. Каждый из пяти воинов олицетворяет собой одну из энергетических сил: Дракон — мощь, Тигр — бесстрашие, Журавль — величавое спокойствие, Леопард — ловкость, Змея — мудрость».

«Жанр балета «Тамаши» я определил как «классический балет японского стиля, опирающийся на традиции Большого театра». В основу сюжета легла история про богиню солнца Аматэрасу, которая спасает жителей острова после извержения вулкана, — рассказывает постановщик. — Под ритм японских барабанов пять самураев ритуальным танцем вызывают богиню. Действие развертывается традиционно, то есть чередуются сольные и групповые танцы. Но «Тамаши» — это и современный балет, и в нем мы постарались показать высокий уровень классической техники, богатый арсенал прыжков, движений свободной пластики в сочетании с характерными движениями рук японских самураев».

Основанный на музыке знаменитого японского ансамбля «Кодо», который прославился на весь мир благодаря игре на традиционных барабанах тайко, этот балет олицетворяет собой почти животную, как будто сгущенную энергию, которой заражаются зрители. Невероятный ритм барабанов и экспрессивные танцы вводят едва ли не в транс, и возникает ощущение, что ты находишься при совершении какого-то древнего ритуала. Надо полагать, что бурятским танцовщикам хорошо удается передавать эту энергию благодаря шаманским традициям, которые у них в крови.

Работая в самых разных танцевальных традициях и понимая, что будущее балета не только за классикой, но и за современной хореографией, Морихиро Ивата говорит, что поле для творчества можно найти везде: «Классический балет вроде бы ставить просто — хореография уже есть, придумывать ничего не надо, но при этом к ней нужно относиться очень деликатно, не разрушать, а сохранять традиции. Это сложно, ведь все равно каждая труппа танцует классику по-своему и невозможно поставить один в один, — отмечает он. — А современный балет ставить сложно потому, что все делается с нуля, рождается как будто из ниоткуда, но в этом есть настоящее свободное творчество».

Иркутские зрители еще могут посетить выступления Бурятского театра оперы и балета. Так, в предпоследний день гастролей коллектива (28 мая) будет дан Гала-концерт из лучших сцен спектаклей постоянного репертуара с участием солистов оперы, балета и оркестра театра, а в последний день (29 мая) состоится Вечер романса. В программе — романсы, песни, баллады в исполнении мастеров оперной сцены: Галины Шойдагбаевой, Валентины Цыдыповой, Татьяны Шойдагбаевой, Мунхзула Намхайа, Оксаны Хингеевой, Билигмы Ринчиновой, Доржо Шагдурова. В вечере также примет участие солистка Дарима Линховоин.

Антон Кокин