Балетная школа жизни
Чуть было не получившая главный приз на последнем «Кинотавре» ностальгическая картина «Мой папа — Барышников» режиссера Дмитрия Поволоцкого о мальчике, занимающемся в позднесоветской балетной школе, окольными путями добралась до проката в Иркутском доме кино. Во многих отношениях приятное, а главное доброе кино рассказывает историю жизни обыкновенного подростка в духе лучших образцов советских картин о школьниках.
1986 год. Мальчик Боря учится в престижнейшем хореографическом училище при Большом театре, хотя танцует не очень мастерски. В свободное от тренировок время он фарцует с неблагонадежными приятелями в центре Москвы, слушает в плеере Boney M и мечтает добиться большого успеха в жизни. Будучи мечтателем и оболтусом, он, конечно, влюблен в самую красивую девочку в классе, а чувств другой одноклассницы, вздыхающей по нему, не замечает. Отца у него нет, он его никогда не видел и знает о нем только то, что зовут его Михаил. Мама, будучи учительницей английского, бесконечно общается с иностранцами и даже частенько отправляет Борю ночевать к бабушке с дедушкой. И вот однажды Боре попадает в руки видеозапись с фильмом о Михаиле Барышникове, и он, найдя с ним внешнее сходство, объявляет всем, что великий танцор — его отец.
Самое главное достоинство этой картины в том, что она продолжает традиции советского школьного кино, которого во времена СССР было много и хорошего, а сегодня нет никакого. Поэтому первым делом хочется говорить об этом фильме, сравнивая его с лучшими образцами жанра, тем более что картина Дмитрия Поволоцкого снята на достаточно высоком уровне. Например, вспоминается фильм Карена Шахназарова «Курьер». Но если там рассказ велся от лица мальчика и вся история показывалась и снималась в настоящем времени (фильм выпущен как раз в 1986 году), то «Мой папа — Барышников» — это все-таки сюжет из прошлого, рассказанный его создателем с некоторой тихой грустью по ушедшему детству.
Сам режиссер Дмитрий Поволоцкий, выступивший также автором сценария, родился в Москве, где окончил то самое хореографическое училище при Большом театре. Затем какое-то время жил в Америке, организовал свою танцевальную труппу, работал хореографом, семь лет танцевал в «Метрополитен-опера». Его личная судьба сложилась совсем не так, как у героя, о котором он рассказывает, но очевидно, что мальчик Боря — это он сам в детстве. Даже если не знать биографию режиссера (а ее довольно трудно найти даже в интернете), это видно. Иначе откуда настолько точные детали быта балетной школы, ощущаемая в кадре полувоенная муштра, так свойственная всем балетным, изнуряющие тренировки у станка с криками о большей выворотности? Все остальные приметы времени довольно условны и общеупотребимы, но все равно довольно узнаваемо рисуют картину тех лет. Дети, занятые в фильме, судя по всему, набирались прямо в балетной школе, потому что больше нигде, как в этом фильме, не засветились и имеют отличную физическую подготовку. Хотя (и тут надо опять сказать большое спасибо режиссеру, для которого полнометражное кино — тоже дебют) играют они в основном не хуже ребят, для которых кино — это уже профессия. А уж Дмитрий Выскубенко, сыгравший главного героя, — вообще большая находка.
Считается, что один хороший роман способен написать каждый. Для этого достаточно сосредоточиться, вспомнить свои детские ощущения и попробовать рассказать историю из своего детства. Так же, видимо, произошло и с Дмитрием Поволоцким, только с поправкой на кинематограф. Неважно, будет ли он снимать дальше — один хороший фильм у него уже есть. А это в наши времена уже немало. Особенно в российском кино.