Балет в джинсах на сцене Музыкального театра

Антинаркотический балет «Ангелы смерти» стал последней премьерой в Музыкальном театре им. Н.М. Загурского в уходящем году. Спектакль поставил народный артист Бурятии, лауреат международного конкурса хореографов Олег Игнатьев из Санкт-Петербурга, который, кроме того, что перевел любовную историю на язык танца, написал либретто, придумал сценографию, костюмы и подобрал современную музыку. Действие кочует из одного ночного клуба в другой, а также, например, разворачивается в психбольнице, полиции и просто на улице.

Персонажи нового модерн-балета музыкального театра оделись в яркие наряды. Фото Евгения Козырева

По словам балетмейстера Олега Игнатьева, сюжет для балета взят из жизни, поэтому он будет понятен молодым людям — основной аудитории спектакля. «Сюжет актуален, тема наркотиков сегодня волнует всех, — уверен режиссер. — Я обратился к директору иркутского музыкального театра Владимиру Шагину с предложением поставить современный балет на эту тему, и он пошел мне навстречу».

За свою длинную карьеру балетмейстера Олег Игнатьев поставил уже около 50 балетов на самые разные, в том числе и социальные темы. Кстати, «Ангелы смерти» уже ставились режиссером для другого театра — в 2004 году в Воронеже. Спектакль до сих пор не уходит из репертуара, а значит пользуется успехом. Правда, иркутская версия была полностью переделана, рассказал Олег Игнатьев. В частности был полностью переработан музыкальный материал, а также изменены танцы. «Спектакль в Воронеже ставился на большую труппу, — рассказывает балетмейстер. — А здесь балетная труппа не очень велика, но зато в спектакле задействованы артисты хора и приглашена группа брейкданса».

Юноша и девушка встречаются на дискотеке. Возникшей между ними симпатии позавидовал другой молодой человек, который, не добившись успеха, сажает девушку на наркотики. Чтобы спасти возлюбленную, ее новоиспеченный парень тоже начинает принимать наркотики. Они пытаются вырваться из этой ситуации, но завистливый наркодилер вновь держит их в повиновении. Наряду с главными героями, в этом спектакле на сцену выходят собственно главные виновники трагедии: Конопля, Марихуана, Маковая соломка, Опий, Морфий, Героин. Одетые в безумные костюмы, чем-то напоминающие концертные одеяния Леди Гаги или Жанны Агузаровой, наркотики одновременно и пугают зрителя и являются формой галлюцинаций, которые могут возникнуть от их употребления. «Ангелы смерти — это и есть наркотики, которые внедряются во все слои общества и торжествуют», — поясняет режиссер название спектакля.

Кроме наркотиков и главных героев, в этом спектакле на сцену выходят и другие, не менее интересные персонажи: диджей, смертельный вирус, амазонки, гладиаторы, тинейджеры, врачи и омоновцы.

Действие спектакля разделено на два акта, контрастных по отношению друг к другу. Так, если в первой части правят бал наркотики, то во второй — зрители видят, к каким последствиям приводят их действия. В конечном счете главные герои умирают, и молодежь делает выбор в пользу здорового образа жизни. Видимо, ради достоверности происходящего режиссер не стал придумывать остальным персонажам какие-то особенные костюмы, так что большинство из них танцуют свои партии в джинсах.

Главной интригой «Ангелов смерти» было то, что балет, по заявлению его создателя, ставился на музыку техно, которая еще никогда не звучала со сцены музыкального театра. Однако на поверку оказалось, что далеко не вся музыка, использованная для постановки, относится к этому направлению. В «саунд-треке» балета — 26 авторов самого разного направления. Среди них есть, например, Rammstein, Gregorian, Астор Пьяцолла, Мерлин Менсон, но больше всего почему-то в спектакле звучит песен Виктора Цоя, который, как известно, к техно не имеет ровно никакого отношения. Зато его композиции «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Перемен», «Мама, мы все тяжело больны» тематически соотносятся с происходящим на сцене.

Столь разнородная стилевая солянка объясняется режиссером просто: «Техно — в данном случае широкое понятие, которое имеет отношение скорее к пластике движений. Техно — здесь в том смысле, что это современная жесткая музыка», — объясняет он. Олег Игнатьев признался, что, может быть, изменит набор музыки, все будет зависеть от того, как спектакль будет воспринят зрителями.

Антон Кокин