Балет, сказка и новая драма

Свежие спектакли в иркутских театрах
Театральный сезон в Иркутске, как водится, открылся еще в сентябре, а вот премьер этой осенью зрителям пришлось ждать долго. На прошлой неделе репертуар обновился сразу в трех храмах Мельпомены. Хореограф Иркутского музыкального театра Людмила Цветкова перенесла свой новый балет «Наполеон и Жозефина» на большую сцену, «Аистенок» представил зрителям «Гадкого утенка», а небольшой центр «Новая драма» разыграл «Жизнь удалась» Павла Пряжко.

Наполеон выходит на сцену

«Если я на троне сохранил еще некоторые остатки любезности, если вы, французы, не имели государем строжайшего, надменнейшего, угрюмейшего из монархов, то благодарите за это Жозефину. Её нежность, её ласки часто смягчали мой характер и подавляли моё бешенство…» — эти слова Наполеона Бонапарта служат эпиграфом к новому спектаклю Людмилы Цветковой, впервые представленному зрителям на сцене Иркутского музыкального театра.

 любовь способна менять даже такого монстра, как Наполеон, Уверена Людмила Цветкова.
Любовь способна менять даже такого монстра, как Наполеон, — уверена Людмила Цветкова.

Балет «Наполеон и Жозефина» стал еще одной авторской постановкой Иркутского музыкального театра — то есть она от начала до конца рождена в Иркутске, больше такой материал нигде в мире не увидеть. Музыкальной основой для спектакля послужило творчество Тихона Хренникова. В свое время он написал музыку к балету «Бонапарт Наполеон», который был показан всего несколько раз в Кремлевском дворце. «Либретто там было совершенно другое, но эта музыка легла на нашу историю, как будто была написана специально для нее», — говорит Людмила Цветкова.

Что еще неожиданнее — у спектакля есть две версии. Первые показы этого одноактного балета состоялась в июне этого года в Иркутском доме актера. Никто не верил, что на маленькой сцене этого учреждения вообще можно поставить балет, однако после премьеры убедились: получилось. А 11 ноября этот же материал обрел большую форму на сцене Музыкального театра им. Н.М. Загурского. «На самом деле получилось два разных спектакля — на малой сцене эта история смотрится как кино: артисты находятся очень близко к публике, и на первый план выходит их актерская игра, помимо танца, конечно, — комментирует хореограф. — А на большой сцене у нас есть возможность показать спектакль как красивую картинку, за счет светового решения и большого пространства, а, кроме того, здесь же занят полноценный кордебалет, который вносит свои краски в этот спектакль». По словам хореографа, новый спектакль будут продолжать играть сразу на двух сценах, в доме актера и в музыкальном театре. Кроме этого, постановку можно возить на гастроли, поскольку она не требует декораций.

53602
Музыкальной основой для спектакля послужило творчество Тихона Хренникова.

Считается, что любое произведение искусства говорит прежде всего о любви. Вот и этот балет — о ней, но Людмилу Цветкову в этом материале интересовала не совсем обычная история. Оказывается, любовь способна менять даже такого монстра, как Наполеон. Именно это вдохновило сначала на написание либретто, а затем на хореографическое решение. «Это была любовь, которую он пронес через всю жизнь. Даже тогда, когда они расстались, он продолжал любить ее, и последним его словом перед смертью, согласно историческим свидетельствам, было именно Жозефина», — рассказывает режиссер.

История любви Наполеона и Жозефины рассказывается языком танца, однако помимо главных героев, на сцену выходят и другие силы. Так, например, перед зрителем появляются еще два персонажа — Фатум и Смерть. В сущности, именно по их воле происходят все события в спектакле, что подчеркивается в хореографии — каким бы могущественным ни был человек, он все равно не может противостоять ни судьбе, ни смерти. Но, с другой стороны, есть любовь, — которая побеждает всё. Во всяком случае в этом спектакле.

Уроки доброты в жестоком мире

Одну из самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена представил на своей сцене иркутский театр кукол «Аистенок». Премьера нового спектакля «Гадкий утёнок» в постановке главного режиссера театра Юрия Уткина состоялась 12 ноября. Сказка, согласно афише, адресована зрителям от четырех лет, однако ее будет интересно смотреть и взрослым — чтобы не только лучше понимать своих детей, но попробовать понять что-то о себе.

Вообще-то «Гадкий утёнок» — одна из самых страшных и жестоких сказок в истории мировой литературы. Маленького детеныша утки, родившегося позже других и не таким, как все, отвергает не только окружающее его общество (в данном случае птичий двор), но и близкие родственники — братья, сестры и даже в какой-то степени родная мать. Хотя всем вокруг ясно, что гадкий утенок, несмотря на кажущееся уродство, имеет самое доброе сердце и самый стойкий характер.

Мрачноватая атмосфера, созданная на сцене, погружает зрителя в особый сказочный мир, в котором нет места свету и доброте.
Мрачноватая атмосфера, созданная на сцене, погружает зрителя в особый сказочный мир, в котором нет места свету и доброте.

Вопреки жестокости окружающего мира, он продолжает верить в доброту, хотя рассчитывать ему приходится все время только на себя. Поразительным образом в небольшом тексте заложено много тем для размышления. Эта сказка о взрослении и воспитании, об одиночестве и сложности общения с непохожими на тебя, о толерантности и вере в лучшее, о красоте и уродстве.

Юрий Уткин, сохранив канву повествования, написал собственную пьесу, в которой постарался раскрыть еще и тему взаимоотношений матери и ребенка. Так, мама-утка не может спасти своего сына от нападок окружающих, однако дает ему такие советы, которые в конечном счете будут спасать его на протяжении всей жизни. «Читая Андерсена, мы редко задумывается о судьбе мамы утёнка, а ведь ей тоже пришлось непросто. Стать мамой того, кто ни на кого не похож — большое испытание на прочность, мудрость и человечность, даже если ты птица. Поэтому сказка про гадкого утёнка на сцене «Аистёнка» станет ещё и сказкой про его маму», — пишут в аннотации к спектаклю. А сам режиссер говорит, что между взрослым и ребенком крайне важна прочная связь, без нее невозможно построить будущее, а лебедь живет в душе каждого.

За оформление спектакля ответственна хабаровчанка Наталья Павлишина, уже знакомая иркутским зрителям по таким постановкам, как «Стрелец», «Пристань алых грёз» и «Живая душа» в репертуаре «Аистенка». Мрачноватая атмосфера, созданная на сцене, погружает зрителя в особый сказочный мир, в котором нет места свету и доброте. Неудивительно, что превратившийся в прекрасного лебедя гадкий утенок не хочет возвращаться в эту среду. Однако урок, который он усваивает, останется с ним навсегда: именно потому, что вокруг царит злость и жестокость, жизненно необходимо быть добрым.

Ваще ништяк в одном действии

В минувшее воскресенье, 13 ноября, свой новый спектакль представил публике и театральный центр «Новая драма». Возникший в марте этого года небольшой частный театр на 40 зрителей продолжает нарабатывать свой репертуар. «Жизнь удалась» по одноименной пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко стала уже пятым по счету спектаклем, поставленным на его сцене.

«Новая драма», в соответствии со своим названием, работает только с современной драматургией, которая зачастую бывает очень жесткой.
Жанр нового спектакля «Жизнь удалась» создатели определили как «ваще ништяк в одном действии».

Сам центр организован в подвале одного из домов в центре города профессиональными актерами ТЮЗа им. Вампилова. Однако, в отличие от их основного места работы, публика большинства спектаклей должна быть совершеннолетней. «Новая драма», в соответствии со своим названием, работает только с современной драматургией, которая зачастую бывает очень жесткой. Настолько, что актеры сами вынуждены ее смягчать.

Таким оказался и новый спектакль «Жизнь удалась», жанр которого создатели определили как «ваще ништяк в одном действии». Постановка продолжительностью всего в 60 минут успевает рассказать историю взаимоотношений четырех молодых людей: двух братьев и двух старшеклассниц. Вадим и Алексей работают в школе и очень тесно дружат с двумя подружками выпускных классов. Общаются они настолько тесно, что Алексей собирается жениться на Лене, которая за его спиной изменяет ему с Вадимом, а он в свою очередь также спит с Анжелой. Из декораций и реквизита в сценическом оформлении спектакля — лишь унитаз с подсветкой (на нем крепко заснет один из героев) да куча пластиковых стаканчиков. Все свое свободное время герои проводят за распитием различных спиртных напитков и за этим занятием все больше теряют голову и все меньше отдают себе отчет в происходящем. Речь их приправлена бесконечным количеством ненормативной лексики (которая, впрочем, в спектакле почти вся вычищена), а поступки и вовсе лишены всякой морали, однако и в их никчемных жизнях находится место для настоящей любви. И режиссер спектакля Вадим Карионов даже решился изменить финал оригинального текста, чтобы дать побольше света в конце этого черного, как глухая ночь, тоннеля.

Антон Кокин