Байкальский тракт: первый скоростной

Власти Иркутской области контролируют вырубку деревьев при реконструкции дороги
С начала года ведется второй этап реконструкции Байкальского тракта: в настоящее время подрядчики работают над расширением участка с 12 по 21 км. Невооруженным взглядом заметно, как изменился пейзаж вдоль самой туристической трассы региона: справа и слева от дороги появились широкие просеки, лежат сотни поваленных деревьев… Жители региона обеспокоены такой масштабной вырубкой леса. Однако в правительстве Иркутской области уверяют: строители стараются минимизировать количество срубленных деревьев, за этим установлен жесткий контроль. В результате реконструкции тракта планируется сделать первую в Иркутской области скоростную магистраль. После завершения всех работ в обязательном порядке на участке будет проведено лесовосстановление.

Несмотря на масштабную стройку, в этом сезоне транспортного коллапса не ожидается: Байкальский тракт не будут перекрывать, по нему свободно смогут проехать все желающие.

Байкальский тракт — одна из главных туристических магистралей Иркутской области: дорога ведет в популярный у жителей и гостей региона поселок Листвянка, это самая короткая и комфортная дорога на Байкал. Кроме того, направление является популярным для проживания: здесь множество коттеджных поселков, где в общей сложности живет более 10 тыс. человек. А в последние несколько лет идет массовое строительство малоэтажного жилья: на 14 и 16 км активно строятся трехэтажные многоквартирные дома. Все это значительно увеличит и так солидную транспортную нагрузку на тракт. Именно по этим причинам власти Иркутской области взялись за реконструкцию трассы.

Первый этап реконструкции прошел в 2015 году: участок дороги с 8 по 12 км буквально заново построили. Здесь появилось две развязки, значительно шире стали полосы для движения. В 2016-м расширение тракта продолжилось. Проект предполагает, что за два года будет проведена реконструкция тракта с 12 по 21 км. Собственно, работы там уже активно ведутся: на участке задействованы десятки единиц техники, справа и слева вырублены широкие просеки, частично сделаны насыпи под новую дорогу. Жители региона очень активно отреагировали на вырубку леса: не повлияет ли стройка на экологию региона? Власти прояснили ситуацию. При реконструкции Байкальского тракта не будет срублено ни одного лишнего дерева, заявил заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Болотов во время выездного совещания, состоявшегося в пятницу, 25 марта. «На этот объект выделены очень значительные средства из федерального бюджета — почти 2 млрд рублей, при условии софинансирования областью 30%, — напомнил зампред».

— Я считаю преступлением не использовать эти средства на конкретный проект в условиях дефицита областного бюджета. Кроме того, мы должны обеспечить безопасность. Это аварийно опасный участок — он уже давно требует расширения.

«Построить дорогу среди деревьев мы не можем, но предпринимаем все меры для того, чтобы минимизировать ущерб природе при реконструкции дороги, и контролируем процесс вырубки леса. Сейчас мы соблюдаем баланс, золотую середину между безопасностью на дороге и природоохранными мероприятиями».

50302Евгений Липатов, заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Приангарья, объяснил, почему приходится вести масштабную вырубку леса. Во-первых, согласно нормативам строительства, коммуникации должны быть проложены не под дорогой, а рядом с ней — для этого требуются дополнительные площади. А во-вторых, реконструируемый участок меняет категорию: из дороги третьей категории он перейдет в первую, а для этого сама трасса должна существенно измениться: горы и низины нужно выровнять, обеспечить видимость до 800 метров, а ширину полос сделать не менее 4,5 м. «Это будет первая скоростная автодорога в Иркутской области. Мы должны обеспечить все необходимые параметры безопасности: расширение минимум до четырех полос, создание условий видимости при обгоне, широкие обочины», — объяснил эксперт. Изменение категорийности даст существенный плюс для автомобилистов: помимо возможности более комфортного передвижения, другим станет и скоростной режим: расчетная скорость движения здесь увеличится до 120 км/ч.

В том, что вырубка ведется не стихийно, может убедиться практически любой житель региона. Вдоль участков, где рубили лес, стоят деревья, помеченные красными ленточками — таким образом была обозначена граница под освобождаемые территории. Кроме того, государственные инспекторы и представители лесничества вели контроль за вырубкой деревьев, а позже — следили за состоянием уже срубленного леса: его нужно было вовремя убирать. Таким образом, с левой стороны трассы по ходу движения из Иркутска в Листвянку словно был образован филиал лесоперерабатывающего предприятия: аккуратные горы кругляка высятся вдоль дороги. Но и эти вырубленные по необходимости деревья пойдут в дело.

Как сообщил руководитель территориального управления Росимущества в Иркутской области Павел Фетисов, лес направят на публичные торги, а прибыль от его реализации пойдет в федеральный бюджет.

От продажи первой партии древесины — а это 6,6 тыс. кубометров сосны — прибыль составит не менее 1,1 млн рублей. «Информацию об аукционе можно найти на официальном сайте Территориального управления Росимущества. Заявки принимаются до 7 апреля, приглашаем всех желающих. Мы заинтересованы в том, чтобы было больше участников, тогда цена станет выше и бюджет получит больше средств», — призывает Павел Фетисов.

Также отдельно региональные власти будут следить за лесовосстановлением территорий, где в ходе реконструкции деревья были вырублены. Сергей Шеверда, руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области, в рамках выездного совещания рассказал, что в связи с реконструкцией Байкальского тракта был разработан проект освоения лесов, и он предполагает рекультивацию земель. Это значит, что все свободные участки после окончания строительных работ будут засеяны. Новые деревья жители области смогут увидеть здесь примерно через семь лет после посева.

В планах правительства — полностью реконструировать дорогу из Иркутска в Листвянку. Проектные документы на реконструкцию трассы вплоть до 49 км уже разработаны. Везде дорога станет шире — в четыре, а местами и в шесть полос. В существующих экономических условиях, когда финансирование дорожного строительства сокращено по всей стране, тот факт, что Приангарье получило солидные деньги на работы по Байкальскому тракту, — огромная удача для региона. В итоге жители и гости Иркутской области получат современную, качественную и безопасную трассу. Пользоваться ею смогут не только путешественники и обитатели Байкальского тракта, но и дачники: здесь находится множество кооперативов и садоводств, поэтому летом нагрузка традиционно возрастает. Несмотря на масштабную стройку, в этом сезоне транспортного коллапса не ожидается: тракт не будут перекрывать, по нему свободно смогут проехать все желающие. А для свободного проезда к садоводствам будут организованы временные дороги.

Виктория Шолохова