Байкальская керамистика

Всероссийский художественный симпозиум «Байкал-КераМистика» уже во второй раз собрал мастеров авторской керамики со всей страны на острове Ольхон, чтобы обменяться опытом, провести мастер-классы и поработать на пленэре. 26 художников-керамистов из Иркутска, Красноярска, Хабаровска, Москвы, Самары, Рязани, Перми, Нижнего Новгорода и Новосибирска преследуют общие цели — популяризировать искусство керамики, повысить его уровень, воспитать зрителя и в конечном счете создать в Прингарье музей современной керамики.

Итогом симпозиума на Байкале станет выставка в Иркутске. Фото Евгения Козырева

Остров Ольхон, поселок Хужир, открытая площадка невдалеке от Сарайского пляжа. В двух больших шатрах работают художники. Почти не глядя друг на друга, сосредоточенно они создают авторские композиции, небольшие скульптурки, игрушки и другие декоративные вещицы, которые могут украсить не только любой интерьер, но и музейные площадки. За плечами всех художников, съехавшихся на второй художественный симпозиум «Байкал-КераМистика», — не только профессиональное образование, но и целая школа, традиции которой они невольно привезли с собой на берега Байкала. «Даже такое простое изделие, как свистулька, три художника сделают по-разному, и это очень интересно, — рассказывает одна из организаторов симпозиума, представитель Иркутской региональной общественной организации «Творческое объединение художников-керамистов» Татьяна Ерошенко. — И наша идея как раз состоит в том, чтобы создать на Байкале площадку, на которой могли бы встречаться художники-керамисты разных школ и направлений, обмениваться опытом и учиться друг у друга».

По словам Татьяны, в России подобных проектов до этого не было, хотя схожие движения очень широко распространены в Европе, и особенно в Японии, где керамика является одним из самых традиционных видов искусств. «Многие путают нас с гончарами, и я от этого просто бешусь. В России проходит очень много фестивалей гончарного искусства, но керамика — это не только посуда, игрушки или свистульки. Мы делаем в основном не утилитарные вещи: скульптуру, авторские композиции, то, что можно поставить на полку в интерьере или отдать на выставку в музей», — рассказывает она.

В прошлом году симпозиум был проведен впервые, без всякой поддержки, на голом энтузиазме, но сразу доказал свою состоятельность. «Участники приезжали на Байкал за свой счет и на самом деле рисковали, потому что ехали неизвестно к кому и неизвестно куда, и я очень благодарна им за доверие, — рассказывает Татьяна Ерошенко. — Но результат превзошел все ожидания. Получилась великолепная выставка, которая вызвала большой интерес не только у зрителей, но и у искусствоведов». Было решено продолжить проект, и в этом году иркутским организаторам удалось заручиться поддержкой, в том числе финансовой, Министерства культуры России и регионального министерства культуры и архивов, благодаря чему дорога приглашенным гостям была оплачена, а площадка организована. В частности, на территории симпозиума удалось обеспечить обжиг изготавливаемых изделий. Многие, по их собственному признанию, приехали на Байкал не столько за общением и красивыми видами Ольхона, сколько именно за живым огнем.

Возле больших палаток, в которых идет творческий процесс лепки, — несколько железных бочек. Именно в них происходит обжиг будущих произведений искусства. С помощью газа температура в них доводится до тысячи градусов по Цельсию, пока не начинает плавиться эмаль, которой заранее покрывают изделия. После этого их вынимают и бросают в опилки, которые тут же вспыхивают. Эффект получается непредсказуемый — как поведет себя краска от взаимодействия с внешней средой, насколько ярко проявится рисунок, украшающий ту или иную статуэтку — в этом главное таинство такого способа обжига. В данном случае огонь — наш соавтор, говорят керамисты. В отличие от электрических печей, в которых обычно вынуждены обжигать свои изделия мастера, этот способ гораздо более интересный и живой. Именно ради этого опыта большинство авторов и собрались на Байкале.

Результаты двухнедельных экспериментов российских керамистов иркутяне могут увидеть на выставке в музейном комплексе «Окно в Азию» — филиале Краеведческого музея в 130-м квартале. Экспозиция будет работать 5 и 6 июля. Итоги симпозиума будут подведены тут же — жюри проголосует за лучшие работы в нескольких номинациях, а также выберет произведения, которые должны будут остаться в Иркутске и пополнить коллекцию будущего музея современной керамики.

«Еще одна задача нашего проекта — создать музей современной керамики. Пока неизвестно, где он будет и как это все будет выглядеть, — рассказывает Татьяна Ерошенко. — Сейчас мы как художники-передвижники, музей наш кочует с одного места на другое. В прошлом году мы провели три выставки на различных площадках, а в этом — экспозиция расширится за счет новых работ и будет выставляться не только в иркутских музеях, но и по региону. Мы хотим не только развивать саму керамику в Иркутске, но и воспитывать зрителя, который сегодня ориентируется только на китайский ширпотреб. Очень многие керамисты уже вынуждены отказываться от своего призвания и уходить в живопись, бронзовую скульптуру, потому что их работы из керамики никто не покупает. На западе люди понимают ценность авторской керамики и рассматривают ее наравне с живописью и скульптурой, а у нас в России, и тем более в Иркутске, все это не развито, к сожалению».

Антон Кокин