«БайкалИнвестБанк»: Мы нашли свою нишу

Название «БайкалИнвестБанк» не мелькает перед глазами, и тем не менее это кредитно-финансовое учреждение занимает лидирующие позиции среди региональных банков. Его клиенты — сотни местных предприятий, создающих основу экономики Приангарья. О прошлом банка, о его сегодняшнем статусе и развитии рассказывает председатель правления «БайкалИнвестБанка» Борис Туник.

— Борис Аркадьевич, расскажите об истории появления банка и его позициях на рынке финансовых услуг?

— Год назад мы отметили 20-летие своей деятельности. Изначально наш банк создавался по инициативе крупнейших предприятий Иркутской области как паевой банк и был нацелен на обслуживание в первую очередь предприятий нашего региона. Для удобства наших клиентов банк сформировал сеть подразделений в городах Ангарск, Шелехов и Бодайбо.

Сегодня «БайкалИнвестБанк» по целому ряду позиций является крупнейшим среди кредитных организаций Иркутской области. Он находится на первом месте по объему собственных средств: в настоящее время капитал банка превышает 600 млн руб. Сумма выданных кредитов за год увеличилась почти на треть и составляет около 3 млрд руб. — это лучший показатель среди региональных банков. Лидирует банк также и по объему привлеченных средств юридических лиц. Эти факторы позволяют банку уверенно обеспечивать надежность бизнеса.

Наши клиенты — организации и предприятия, представляющие все отрасли народного хозяйства области. Именно работа с корпоративными клиентами является основой деятельности банка. К примеру, доля кредитов, выданных юридическим лицам, составляет 98% в общем кредитном порт­феле.

Вместе с тем банк стремится создать максимально комфортные условия и для частных клиентов, предлагая широкую гамму банковских продуктов: различные варианты вкладов, переводы, аренду индивидуальных сейфовых ячеек и так далее. Доверие к банку подтверждается почти двукратным ростом вкладов физических лиц за последний год, совокупный объем которых к настоящему времени превысил полтора миллиарда рублей. Весьма успешно прошла эмиссия собственных пластиковых карт банка, и теперь наши клиенты в полной мере могут использовать возможности международной платежной системы Visa.

Многолетний опыт позволяет «БайкалИнвестБанку» успешно сотрудничать не только с российскими, но и с зарубежными кредитными организациями. Среди наших партнеров — АКБ «РОСБАНК», ЗАО «ЮниКредит Банк», VTB BANK (DEUTSCHLAND) AG, Внешторгбанк, АКБ «Инвестбанк» (ОАО), НОМОС-БАНК (ОАО) и другие.

Признанием роли «БайкалИнвестбанка» в финансовой системе региона явилось его награждение дипломом Национальной Банковской премии в номинации «Лучший региональный банк».

— Какова специализация «БайкалИнвестБанка» и какими инструментами достигаются поставленные цели?

— Как я уже отмечал, банк специализируется на обслуживании юридических лиц. В этом направлении мы нашли свою нишу: средние и малые предприятия нашей области. Наше главное конкурентное преимущество — индивидуальный подход к обслуживанию каждого клиента.

Поясню этот тезис более подробно. Дело в том, что в России уже давно сформировался некий стандартный «продуктовый набор» банковских услуг, способный удовлетворить потребности рынка. Однако, будучи региональным банком небольшого по федеральным меркам масштаба, мы имеем возможность более тщательно изучить, что же именно требуется в данный момент нашему клиенту, и предложить ему наиболее сбалансированное решение. Если приводить аналогии, то крупные банки можно сравнить с огромными швейными фабриками, выпускающими продукцию по тысяче разных лекал, чтобы максимально удовлетворить спрос. Мы же более похожи на ателье индивидуального пошива, которое качественно шьет костюмы по мерке каждого клиента.

Конечно, массовый продукт дешевле по себестоимости и им выгодней торговать. Но в этой области просто немыслимая конкуренция со стороны крупных игроков, и региональным банкам здесь трудно преуспеть. Поэтому мы работаем в той нише, где мы востребованы и где это получается лучше всего. Последние 15 лет «БайкалИнвестБанк» последовательно реализует именно такой подход. И это обеспечивает ему стабильность и устойчивость.

— То есть у региональных банков всегда есть ряд определенных преимуществ?

— Я бы не стал говорить о преимуществах. Скорее это возможности, которые необходимо реализовать. И это касается не только индивидуального подхода, но и других параметров. К примеру, у местных банков гораздо короче процедура принятия решения. «БайкалИнвестБанк» сегодня способен принять решение по запросу клиента в течение от двух часов до двух суток, чего не скажешь о филиалах иногородних банков. Процедура согласования решения с головным офисом в Москве, Санкт-Петербурге или ином городе, как правило, требует времени. Наш головной офис находится здесь, в Иркутске, и решения принимаются здесь же. Что же касается наших дополнительных офисов в городах Иркутской области, то свои решения они, конечно, согласуют с нами. Но при этом время принятия конечного результата удлиняется всего лишь на пару часов.

Другой важной особенностью нашего банка является то, что «БайкалИнвестБанк» разумно консервативен в своем развитии. Мы не пытаемся развиваться быстрее, чем того требуют экономические условия. Возможно, при каких-то усилиях мы могли бы еще увеличить свою долю на рынке, но, как показывает практика, попытка расширять присутствие не всегда позволяет сохранить прежнее качество обслуживания. На сегодняшний день у нас стабильная клиентура, ежегодный размеренный рост показателей, мы уверенно сохраняем свои позиции на рынке.

Поэтому, отталкиваясь от постулата «лучшее — враг хорошего», «БайкалИнвестБанк» в первую очередь старается обеспечить потребности и комфортное обслуживание своих клиентов, а не наращивать их число любыми способами. Главным результатом такого подхода является выстроенная обратная связь, налаженный диалог с клиентами. Мы этим очень дорожим.

— Каждый банк старается похвастать какими-то эксклюзивными услугами. Вы тоже не исключение?

— Линейка продуктов по набору у нас, в общем-то, стандартная: кредитование, валютно-экспортный контроль, расчетно-кассовое обслуживание, вклады. А вот каждый продукт — индивидуальный.

Взять, к примеру, выписку по счету клиента. Казалось бы, самая что ни на есть стандартная услуга. Но мы существенно модернизировали ее и готовы предоставлять по желанию клиента не просто выписку, а развернутый отчет о движении денежных средств по счету, структурированный в соответствии с заданными клиентом параметрами. Этот отчет доступен нашим клиентам по сети Интернет, что весьма удобно для топ-менеджмента компаний, объединенных в группу. То есть руководитель предприятия имеет возможность в удаленном режиме проанализировать поступление и расходование денежных средств по различным статьям бюджета предприятия или группы. Имея эти отчеты, можно сравнивать между собой определенные параметры по каждому предприятию, аккумулировать, группировать, задавая критерии анализа по отдельным группам расходов. Например, расходы на сырье или оплату труда за четвертый квартал прошлого года сопоставить с текущими, проанализировать отклонения и так далее. Конечно, такая услуга недешева, но она весьма востребована. Для топ-менеджера, думающего о «завтрашнем дне», это бесценная статистика, позволяющая в оперативном режиме осуществлять анализ, контроль и планирование доходов и расходов.

Для наших частных клиентов месяц назад мы предложили новую услугу — систему «МоБИБанк» — современную и удобную форму дистанционного банковского обслуживания физических лиц. Пользователи системы получают удаленный доступ ко всем своим счетам, открытым в «Байкал­ИнвестБанке», по сети Интернет с помощью мобильного или обычного телефона. Система позволяет проверять остаток средств на любом своем счете, переводить средства с одного своего счета на другой (к примеру, пополнять счета пластиковых карт), а также осуществлять платежи за различные услуги.

— Какие цели «БайкалИнвестБанк» ставит перед собой на ближайшую перспективу?

— Безусловно, цель банка — упрочить свои позиции на рынке, обеспечить устойчивое поступательное развитие бизнеса. Для этого мы будем и далее разрабатывать и предлагать нашим клиентам сложноструктурированные продукты, нацеленные на удовлетворение их индивидуальных потребностей и корпоративных программ. Мы планируем также оптимизировать свои технологии с целью снижения себестоимости таких «нестандартных» продуктов, что позволит сделать эти продукты доступными для более широкого круга наших партнеров.

PDF выпуска