«Байкала» больше не будет

Железнодорожники урезают количество маршрутов из-за недофинансирования
По причине нехватки средств и недостаточного государственного финансирования в Иркутской области и Бурятии второй год подряд происходит сокращение маршрутов как пригородных электропоездов, так и поездов дальнего следования. В этом году Иркутская область лишится легендарного фирменного поезда «Байкал», а усть-илимцы больше не смогут беспересадочно путешествовать за пределы региона. Количество электричек сокращено на 19% в Иркутской области и на 25% в Бурятии. И это может оказаться только «первой ласточкой» с учетом намерений федеральных властей в ближайшие годы резко сократить, а с 2016 года — и вовсе свести на «нет» бюджетную поддержку пригородной железнодорожной инфраструктуры.

Фирменный «Байкал» лишится своего статуса и будет ходить как обычный поезд по маршруту Иркутск-Новосибирск. Фото Олега Усова

В 2013 году в Иркутской области и Республике Бурятия продолжится сокращение количества поездов дальнего следования. В связи с недофинансированием возможно также уменьшение количества пригородных электропоездов, хотя их количество было максимально оптимизировано еще в прошлом году. Причина — убыточность пассажирских перевозок и сокращение объемов государственной поддержки.

В 2012 году в Иркутской области перевезено 14,8 млн пассажиров, в Республике Бурятия — 1,2 млн. В Приангарье получено 504 млн доходов, в том числе 96,3 млн рублей возмещено органами социальной защиты по льготным категориям граждан. Субсидии по государственному регулированию тарифов составили 806,6 млн рублей, в том числе 200 млн рублей за 2011 год — дополнительное субсидирование. В Бурятии получено доходов 75 млн руб., в том числе 15,2 млн руб. возмещено органами соцзащиты, субсидии от государственного регулирования тарифов получены в объеме 35 млн руб., включая 18 млн руб. за 2011 год. Расходы же по Бурятии составили 159 млн руб., то есть убытки по этому региону составили 57 млн рублей.

В целом по РЖД в 2011-2012 году дефицит финансирования составил 13 млрд рублей. В результате, как сообщил начальник Восточно-Сибирской службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД» Александр Семенов, на 19% в Иркутской области и 25% в Республике Бурятия сокращено количество пригородных поездов. По его словам, на данный момент схема движения электричек в этих регионах уже полностью оптимизирована, откровенно незаполняемых или чрезмерно убыточных маршрутов не осталось, так что основанием для дальнейшего сокращения может послужить только недофинансирование.

Также, по словам исполняющего обязанности начальника филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Андрея Кедрова, за последние два года в связи с недофинансированием в России количество поездов дальнего следования сократилось на 235. По регионам эти данные конкретизировать затруднительно, так как маршруты большинства из них пролегают по территории нескольких субъектов.

И в текущем году сокращение количества поездов дальнего следования продолжится. В частности, прекратит свое существование фирменный поезд «Байкал», который несколько лет назад был перенаправлен с московского направления на маршрут Иркутск—Санкт-Петербург. Теперь же железнодорожники обнаружили, что это направление нерентабельно — поезд хорошо заполняется только до Новосибирска, а далее идет полупустым. По такому случаю решено вовсе отказаться от этого фирменного поезда — теперь он будет как обычный поезд, без доплат за «фирменность» ходить по маршруту Иркутск—Новосибирск.

Также вынужденно был отменен поезд Новая Чара—Северобайкальск. С огорчением железнодорожники сообщили о том, что теперь сезонным, а не круглогодичным станет маршрут Северобайкальск—Анапа — в зимний период поезд отчего-то плохо заполняется и оказывается нерентабельным.

Осенью планируется отменить маршрут Тайшет—Усть-Илимск, который также работает в убыток, хотя шесть беспересадочных вагонов, традиционно цепляемых к нему, пользуются у жителей Усть-Илимска спросом и имеют заполняемость 80% — 200-250 человек три раза в неделю. «Для них это оптимальная возможность добраться в другой регион, например Красноярский край или в центральную Россию, напрямую, без пересадок, ведь Усть-Илимск — тупиковая ветвь, воздушное сообщение там также отсутствует, — поясняет Андрей Кедров. — Но составы менее 10 вагонов заведомо убыточны. В частности, от работы по этому маршруту мы понесли 92 млн рублей убытков. Маршрут будет сохранен только в случае его финансирования из областного бюджета».

Впрочем, вопрос финансирования в скором времени коснется не только этих маршрутов, но и многих других. В ближайшие годы планируется кардинально сократить объемы поддержки железнодорожных пассажирских перевозок из федерального бюджета. Уже в этом году вместо необходимых 36,3 млрд рублей в государственной казне на компенсацию доходов от регулирования тарифов на перевозки в плацкартных и общих вагонах заложено только 14,8 млрд руб., включая 1,2 млрд рублей на льготный проезд школьников в поездах дальнего следования. Кроме того, в 2014 год Минфин РФ планирует сократить бюджетную поддержку пригородной железнодорожной инфраструктуры в два раза — с 25 до 12,5 млрд рублей, а к 2015 году — до 6,25 млрд рублей. В последующие годы финансирование из федерального бюджета планируется полностью прекратить.

Елена Петрова