Байкал на продажу

Бурятский кинематограф продолжает попытки захвата мирового кинорынка. После более чем успешной в коммерческом плане ленты «На Байкал» (порядка 10 миллионов рублей сборов), снятой в прошлом году улан-удэнскими кавээнщиками, закономерно последовал сиквел, прокат которого стартовал на прошлой неделе в иркутских кинотеатрах.

Не мудрствуя лукаво, авторы наскоро (процесс съемок занял полтора месяца, еще столько же ушло на монтаж и озвучку) слепили вторую часть по той же успешной, с их точки зрения, схеме. Главные герои просыпаются с похмелья и решают ехать на Байкал отдыхать. На побережье они встречают девушек, с одной из которых у кого-то из парней к финалу случится любовь. В фильме опять присутствует «звезда федерального уровня» (в прошлый раз в сильно эпизодических ролях засветились Евгений Ганелин из сериала «Убойная сила» и Максим Покровский из группы «Ногу свело», также специально написавший песню «Ангара») — в небольшом эпизоде занят Александр Баширов, играющий роль травматолога. Саунд-трек в этот раз заказали группе «Каста», рифмующей в припеве: «Катим на Байкал — хватит мять бока».

Если в прошлом году начинающие кинематографисты вовсю старались показать с лучшей стороны свою родную Бурятию, то в этот раз они делают то же самое с Иркутской областью. Но все же главным и в том и в другом случае остается Байкал, на живописных берегах которого в конечном счете оказываются герои. Как ни крути, получается, что красота озера и есть главный козырь обеих картин, но в этом, как мы понимаем, никакой заслуги авторов фильмов нет.

Потому что все остальное — это не очень убедительные попытки дилетантов сыграть в большое полнометражное кино. Так же, как и в прошлом фильме, остались проблемы со звуком и картинкой, актерской игрой, гримом и всем остальным, что должно быть в профессиональном кино. При желании это можно было бы отнести к мелочам, к которым мы якобы напрасно придираемся, но что делать с полным отсутствием внятного сюжета?

Пролог картины повествует о том, что некий шаман предсказал одному из героев, что если он не женится до 25 лет, то останется холостяком навсегда. В следующей сцене четверо друзей: Була (Евгений Жамсуев), Баир (Александр Хамнушкин), Валентин (Сергей Никонов) и Степа (Михаил Козлов), знакомые зрителям по первой части, просыпаются на яхте в Иркутске. Как они оказались в водах Ангары и откуда у них вообще яхта, никто не помнит. Предположив, что они по пьяни угнали корабль, друзья спешно ретируются, но, как только оказываются в безопасности, решают продолжить веселье уже на Байкале, предварительно посетив один из ночных клубов Иркутска. Ни о какой женитьбе никто до конца фильма не вспоминает: молодые люди просто хотят познакомиться и потусить с девушками. К первоначально заявленной интриге, никак не подогреваемой на протяжении всего фильма, возвращаются лишь в финале, да и то как бы между прочим — только лишь потому что у Булы срастается с одной из девушек. Тут же оказывается, что он тоже присутствовал при том предсказании, а значит, оно так же касается и его лично. В последнем кадре его друг Баир стоит у ЗАГСа и просит каждую мимо проходящую девушку, женщину, бабушку немедленно выйти за него замуж.

Несмотря на заявления авторов о том, что во второй части гораздо больше юмора, фильм получился на редкость несмешным. Уйдя от КВНа и его скетчей, создатели (а это все-таки больше коллективный труд, чем вина и ответственность какого-то конкретного человека) не пришли ни к чему. Все шутки как будто позаимствованы из других фильмов подобного жанра и качества. Причем зачастую для какой-то одной шутки снимается целая длинная бессмысленная сцена. Так, например, ради того чтобы показать, что сотрудник береговой охраны выпил из бутылки чужую мочу (что само по себе уже настолько заезженный способ развеселить публику, что просто невозможно), ребята придумывают целое приключение с возвращением забытого паспорта и тратят минут 15 экранного времени с какими-то нелепыми перебежками и совершенно никчемными диалогами. Или совсем ненужная сцена с игрой в покер, в которой видно, что оператору просто нравится снимать зеленое сукно бильярдного(!) стола и разноцветные фишки на нем.

В общем, первая часть по сравнению со второй оказалась задним числом гораздо динамичнее, смешнее и, как ни странно, профессиональнее второй. Быть может, благодаря более продуманному сюжету, а может, и благодаря какой-то незамутненной, почти отчаянной искренности, которой в продолжении не наблюдается.

Все разговоры создателей о том, что они продвигают Байкальский регион в туристическом плане — это, конечно, хорошо, но все-таки хотелось бы, чтобы это делали профессионалы.

PDF номера