Бабий бунт не состоится

Премьера спектакля о женских горестях и радостях по пьесе современного драматурга Валентина Красногорова «Комната невесты» состоялась на главной сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова в конце прошлой недели. Постановку, в которой все действие происходит в ЗАГСе, осуществил режиссер Геннадий Гущин, предлагая зрителям поговорить о настоящей женщине. Примечательно, что в спектакле нет ни одного персонажа-мужчины.

Комната невесты — это не только непосредственное место действия пьесы, но и в некотором смысле смысловое пространство, в котором находятся 16 ее героинь. Готовой выйти замуж девушке Надежде за два часа ожидания своего жениха придется несколько раз пересмотреть свое отношение к этому человеку, собственному замужеству, институту брака в целом и к мужскому полу вообще. В этом ей будут помогать, а вернее пытаться сбить с толку, родная сестра, мать, лучшая подруга, будущая свекровь, невестка, соцработник, служащие ЗАГСа, случайные гостьи и другие женщины, каждая из которых за время действия расскажет свою собственную судьбу, поплачет и поругает мужчин.

Похожие на воздушный замок декорации дворца бракосочетаний, придуманные художником Игорем Капитановым, и работники ЗАГСа, изо всех сил создающие молодоженам атмосферу сказки и волшебства, в зрительском восприятии очень быстро превращаются в бессмысленную фикцию, пустышку, подделку, подвергая сомнению необходимость самого брака. Ведь когда родная сестра, уже побывавшая замужем несколько раз, убеждает главную героиню в том, что «муж всегда немножко враг» и вообще «мужья перестали быть предметом первой необходимости», а мама уверена, что Надин избранник вовсе не тот, кто ей по-настоящему нужен, в зале невольно появляется уверенность, что свадьба не состоится. Ощущение подкрепляется интригой, которая не разрешается до самого финала, — приедет ли на свадьбу жених.

За это время женщины говорят о своей жизни, об одиночестве, о неудавшемся счастье, перемывают кости мужчинам и в какой-то момент пьеса вообще становится манифестом феминизма, но надежда, что все закончится хорошо и победит любовь, все же теплится. Постановка озаглавлена режиссером Геннадием Гущиным как драматическая комедия, и в своем сценическом воплощении она полностью соответствует жанру. Здесь много забавного и смешного, но и женских слез с трагическими откровениями предостаточно. Женщины за время спектакля сто раз ссорятся и мирятся, объединяются и вступают в конфронтации.

Однако жизнь дворца бракосочетаний идет своим привычным, конвейерным чередом, и время от времени зрительское внимание переключается на веселые свадебные процессии, которые залихватски отплясывают различные национальные танцы. Эта придумка режиссера не только разряжает обстановку довольно серьезной по своему содержанию пьесы, но и вселяет надежду, что и главная невеста этого ЗАГСа все же выйдет в этот вечер замуж.

Самое интересное, что пьеса о женских судьбах и женском взгляде на жизнь написана одним мужчиной, а поставлена другим, и потрясает, насколько глубоко выполнена работа и того и другого. Доказательством тому — женщины в зале, каждая из которых непременно узнает в персонажах себя. Может сложиться ощущение, что только женскому полу и стоит смотреть эту постановку, однако мужчинам тоже будет полезно посетить спектакль, хотя бы для того, чтобы лучше понимать своих спутниц жизни.