Бабель крупным планом

в спектакле «Закат» иркутского драмтеатра
Премьера спектакля «Закат» по одноименной пьесе Исаака Бабеля состоялась на прошлой неделе на главной сцене Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Барнаульский режиссер Олег Пермяков, создавший в прошлом году яркую «Елизавету Бам» на «другой сцене» драмтеатра, в этот раз решил пойти еще дальше и попробовал ввести в театральную постановку элементы кинематографа.

Настоящая семейная драма разворачивается на фоне любви престарелого биндюжника Менделя Крика к юной красавице Марусе. Отец большого семейства готов бросить все, продать свой бизнес и вместе с любимой уехать доживать свои дни в Бессарабию. Однако в планы отца вмешиваются его сыновья Беня и Лева. Столь краткий пересказ пьесы Исаака Бабеля, написанной в 1928 году, совсем неслучайно напоминает по своей форме синопсис какой-нибудь современной кинокартины, которая вот-вот должна выйти на экраны. В этом спектакле действительно экранизируют Бабеля — молодой режиссер (артист Константин Агеев) носится с оператором по сцене, расставляя стулья, поправляя детали костюмов артистам и раздавая указания. «В столовой Криков приготовлено к приему гостей, — зачитывает он зрителям и актерам ремарки пьесы «Закат». — На столе, покрытом красной скатертью, расставлены вина, варенье, пироги. Старуха Крик заваривает чай. Все готовы? Начали». И только тогда начинается собственно спектакль, который снимается на камеру и время от времени транслируется на задник сцены в режиме онлайн. В эти моменты зрители видят не только то, что в целом происходит на сцене, но и крупные планы отдельных героев.

Олег Пермяков: «Кино — это фиксация мгновений, событий, переживаний, которые уже никогда не повторятся. И мы ставили спектакль именно про это»

«Я думаю, что кинематограф сегодня вошел в театр полноправным и равным партнером. Когда актер проживает свою роль на сцене, это чувствуется зрительным залом, но если добавить к этому крупный план, который используется в кино, это только усиливает впечатление, делает его более ярким, — рассказывает режиссер. — Кино — это фиксация мгновений, событий, переживаний, которые уже никогда не повторятся. И мы ставили спектакль именно про это». Действительно, пьеса Бабеля отчасти именно о непоправимых ошибках, которые каждый из нас совершает в жизни, а если говорить шире — о том, что человек, находясь в состоянии постоянного выбора, уже ничего не может вернуть обратно. Так, не отменить измены Менделя (в этой роли своенравного стареющего мужчины блистает заслуженный артист Николай Дубаков) с обольстительной Марусей (Анастасия Пушилина). Не отменить и поступок Бени (Дмитрий Акимов), поднявшего руку на собственного отца и чуть не убившего его. И каждая сцена этой пьесы, которая состоит из восьми отдельных картин (в сущности, смонтированных по кинематографическому принципу, в чем Бабель, несомненно, опередил свое время), обрывается внезапно на таком непоправимом моменте.

По сути, сама пьеса подсказала режиссеру Олегу Пермякову современную театральную форму для подачи материала. И такая форма, с криками режиссера (придуманного персонажа постановки) «Стоп! Снято!», служит очень удачным приемом для связки оторванных друг от друга сцен. В перерывах между сценами артисты травят анекдоты, расслабленно общаясь между собой, пока технический персонал (тоже полноправные участники спектакля) меняют декорации для будущего эпизода.

В результате сам спектакль превращается в съемочную площадку, за действиями которой крайне увлекательно наблюдать. Настолько увлекательно, что за крупным планом Бабеля иногда не видно самого Бабеля и его пьесы. Сохранен великолепный язык и этот невероятно образный одесский говор, роли (включая эпизодические) сыграны замечательно, но общая картина, как ни странно, складывается далеко не всегда. Впрочем, скорее всего, спектакль еще не успел войти в свою колею, и со временем все кажущиеся не стыкуемыми элементы притрутся друг к другу и будут работать в полную мощь на радость зрителям.

Антон Кокин