Авторынок в ожидании худшего

В Приангарье по итогам 2014 года продажи новых автомобилей ожидаемо упали. Однако падение не такое катастрофическое, как можно было подумать: в регионе сегмент «просел» всего на 4%, тогда как падение объемов продаж по России составило 10,3%. Но если в прошлом году дилеров спас декабрьский ажиотаж на рынке — люди вкладывали деньги во все подряд, в том числе и машины, на фоне резко дешевеющего рубля, — то в этом году спасительных тенденций пока не предвидится. По ожиданиям аналитиков, рынок может упасть сразу на четверть.

Для дилеров прошлый год выдался трудным. Темпы и объемы продаж новых автомобилей замедлились еще в 2013 году, и эксперты прогнозировали падение отрасли и в году 2014-м. В итоге так и произошло. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году в Иркутской области было продано 17238 дилерских автомобилей. В 2013 году количество проданных машин составило 18416 штук, таким образом, за год объемы продаж в регионе упали на 4%. При этом российский рынок по итогам прошлого года продемонстрировал падение сразу на 10,3%. Всего в России по гаражам своих новых владельцев разъехались 2 491 404 машин.

Данные о продажах автомобилей в регионе для удобства читателей мы указываем ниже в таблице. Большинство дилеров продемонстрировали падение объемов продаж. У ряда брендов оно достигает 30 и даже 40%. Лидером по отрицательной динамике стал бренд Chevrolet: в прошлом году было продано 760 автомобилей этой марки, а в 2013 году 1186 машин (минус 36%), общероссийское падение составило 29,5%. Такое резкое «проседание» в основном связано с тем, что в прошлом году закрылся один из двух действующих дилерских центров в Иркутске. Потерял и дилер Ford: в прошлом году были проданы 575 машин, в позапрошлом — 688. Существенно по продажам провалился Suzuki (с 356 машин в 2013 году продажи упали до 224 автомобилей) и Honda (396 против 549). Почти в два раза — с 292 машин до 153 — упали продажи SsangYong (в масштабах страны дилеры корейского бренда потеряли 26,6%). Тут ситуация связана с отсутствием четкого позиционирования бренда в Приангарье. Однако в январе 2015 года в городе открылся новый дилерский центр SsangYong, что дает надежду на изменение ситуации к лучшему.

На фоне неприятных падений есть весьма интересные взлеты. В первую очередь речь о «большой тройке» — самых популярных автомобильных брендах региона. Toyota выросла на 1,6%. Lada увеличила продажи на 21%, а Nissan — сразу на 28%. Скачок вперед последнего можно объяснить существенным изменением модельного ряда: только за прошлый год у компании появилось пять новинок. При небольшой доле продаж в рамках рынка существенную динамику показала Mazda: 448 сделок в 2014 году против 366 в 2013-м.

Отдельного разговора заслуживают автомобили премиум-класса. Так, Lexus увеличил продажи более чем в два раза — со 167 машин в 2013 году до 341 в 2014-м, при этом рост бренда по России составил 21,4%.

Автомобилей Audi было продано 247 штук (за аналогичный период прошлого года — 226). Mercedes-Benz сработал на уровне прошлого года, продав 342 автомобиля. Небольшую отрицательную динамику показали Land Rover (247 машин против 256) и Porsche (47 против 51). «В условиях спада экономики премиальный сегмент традиционно падает меньше всего рынка в целом, так как более обеспеченная по доходам категория населения в меньшей степени склонна экономить и изменять свои потребительские привычки. В Иркутске эта тенденция проявилась наиболее заметно», — объясняет аналитик автомобильного рынка Александр Месаркишвилли.

Если же смотреть на список самых популярных у жителей Приангарья моделей, то все становится предельно понятно: жители Иркутской области покупают либо бюджетные седаны, либо кроссоверы.

В 2014 году падение продаж у дилеров сгладилось кризисными явлениями в стране. На фоне резко обесценивающегося рубля и повсеместно дорожающих товаров люди бросились покупать автомобили, надеясь успеть заключить сделку до повышения прайсов. Поэтому ноябрь-декабрь для дилеров стал успешным. Однако уже сейчас ряд компаний отмечают, что традиционный потребительский спрос упал — способствовали взлетевшие цены машин и солидно подорожавшие автокредиты.

Комитет автопроизводителей АЕБ прогнозирует, что авторынок может упасть минимум на 25% по итогам 2015 года. По более пессимистичным прогнозам — на 40%. По подсчетам ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), сокращение авторынка на каждые 1000 машин равноценно закрытию одного дилерского предприятия, уверен Александр Месаркишвилли. «Ситуацию может спасти возрождение госпрограммы субсидирования ставки по автокредитам, так как именно это направление провалилось в текущих экономических условиях, хотя ранее являлось одним из драйверов роста рынка. Программу утилизации в 2014 году проводили сами автопроизводители, без поддержки государства, что ограничивало ее масштабы и эффект. Поэтому активное участие властей в этом процессе также в большей степени могло бы способствовать улучшению ситуации. В наиболее уязвимом положении сейчас находятся импортируемые модели, поэтому в 2015 году стоит ожидать перераспределения рынка в пользу автомобилей, собираемых в России, — рассуждает эксперт. — Модельные линейки автопроизводителей, вероятнее всего, будут сокращаться за счет отказа от тех или иных импортируемых моделей, отдельные бренды могут просто покинуть рынок, как, например, испанский SEAT, в 2014 году закрывший все свои российские дилерские центры, в том числе иркутский».

ТОП-5 самых продаваемых автомобильных брендов в Иркутской области (по количеству реализованных автомобилей марки)

 

Марка/Год 2014 год 2013 год Соотношение продаж
(в % прошлому году)
Toyota 2444 2412 101,3
Lada 1925 1523 126,4
Nissan 2630 1196 128,2
Hyundai 180 1337 98,0
Renault 589 1188 91,8

Екатерина Головина