Авторынок теряет дилеров и клиентов

В Иркутской области по итогам года продажи новых автомобилей сократились на 4%
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в Иркутской области в 2014 году было реализовано 17238 дилерских автомобилей — на 4% меньше, чем в 2013 году. При этом в целом в России продажи машин упали на 10,3%. Наиболее комфортно на фоне падающего рынка себя чувствуют люксовые автобренды: некоторые из них, например Lexus, продемонстрировали двукратный рост объемов продаж. Эксперты отмечают, что в Иркутской области объемы продаж автомобилей всегда были выше, чем в СФО, из-за эффекта «низкой базы», однако прогнозируют, что в 2015 году рынок упадет не менее чем на 25%, если государство не окажет дилерам поддержку.

Иркутские автодилеры почувствовали изменения предпочтений клиентов меньше, чем их коллеги из других регионов. Фото Олега Харсеева

В 2014 году в Иркутской области дилерами было продано 17238 автомобилей, сообщается в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В 2013 году количество реализованных дилерских автомобилей составило 18416 штук. Таким образом, за год объемы продаж в регионе упали на 4%. При этом российский рынок по итогам прошлого года продемонстрировал падение сразу на 10,3%.

По данным отчета АЕБ, лидером продаж в Иркутской области является Toyota — было передано покупателям 2444 машины. В 2013 году в регионе реализовано 2412 автомобилей этой марки, то есть по итогам прошлого года рост составл 1,3% (по России рост — 4,6%). На втором месте — LADA с показателем 1925 (в 2013 году — 1523), на третьем — Nissan, продавший 1533 автомобиля (годом ранее — 1196). Продажи LADA в регионе выросли сразу на 21%, хотя по стране произошло сокращение продаж этого бренда на 15,1%, а Nissan показал рост 28% на фоне общероссийского роста 10,7%.

Лидером по снижению продаж стал бренд Chevrolet: в прошлом году было реализовано 760 автомобилей этой марки, а в 2013 году 1186 машин (–36%). Общероссийское падение продаж марки составило 29,5%. Почти в два раза — с 292 машин до 153 — упали продажи SsangYong. В масштабах страны дилеры корейского бренда отметили сокращение на 26,6%.

Наиболее успешные показатели продемонстрировали люксовые бренды. Так, Lexus увеличил продажи более чем в два раза — с 167 машин в 2013 году до 341 в 2014-м (рост по России — 21,4%). Автомобилей Audi было продано 247 (за предыдущий год — 226). Mercedes-Benz сохранил позиции на уровне предыдущего года, продав 342 автомобиля. Небольшую отрицательную динамику показали Land Rover (247 машин против 256) и Porsche (47 против 51).

По данным аналитического агентства «Автостат», в Иркутске очень высока доля премиальных автомобильных брендов в общем автомобильном потоке. В соответствующем рейтинге городов Иркутск занимает четвертое место. В Москве, которая находится на первом месте, они составляют 19,8%. В Иркутске этот показатель 18,3%. По средневзвешенной цене нового легкового автомобиля, по данным «Автостата», Иркутск также находится на четвертом месте (в списке городов с населением более 300 тыс. человек). Аналитики подсчитали, что в среднем автомобиль в городе стоит 1,233 млн руб. В первой тройке находятся Владивосток, Москва и Хабаровск (1,373 млн, 1,371 млн и 1,292 млн руб. соответственно). По данным отчета, высокая средневзвешенная цена на новую машину в этих городах сложилась по причине активных продаж дорогих иномарок. «В условиях спада экономики премиальный сегмент традиционно падает меньше всего рынка в целом, так как более обеспеченная по доходам категория населения в меньшей степени склонна экономить и изменять свои потребительские привычки, чем в среднем население региона. В Иркутске эта тенденция проявилась наиболее заметно: та же марка Mercedes-Benz едва не вошла в топ-10 самых популярных брендов. Легковых и коммерческих „мерседесов“ продали больше, чем отечественных автомобилей ГАЗ», — пояснил „Ъ“ аналитик автомобильного рынка Александр Месаркишвили. По данным АЕБ, в прошлом году было продано 429 машин марки ГАЗ (в 2013 году — 757), тогда как продажи коммерческих Mercedes-Benz Vans составили 129 штук (в предыдущем году — 33).

Влад Никифоров, эксперт автомобильного рынка, считает, что контраст Иркутской области на общем фоне российского рынка объясняется приверженностью жителей региона японским брендам. «Основной объем продаж в регионе всегда делали Toyota и Nissan. Кроме того, оба бренда в 2014 году активно обновляли модельный ряд, что также сказалось на интересе к ним со стороны покупателей», — сообщил он „Ъ“. Обновление модельного ряда также положительно сказалось на другом «японце»: в прошлом году в Иркутске продали 448 автомобилей Mazda, что на 22,4% больше, чем в 2013 году (366 машин).

Александр Месаркишвили, в свою очередь, отмечает, что иркутский рынок традиционно падает меньше других регионов Сибири — эта тенденция проявляется уже на протяжении нескольких лет. «Кроме макроэкономических показателей развития региона одним из важных факторов является текущий уровень насыщенности автомобилями на 1 тыс. человек населения. Иркутская область по этому показателю среди регионов России находится на 40-м месте, а, например, Красноярский край и Новосибирская область занимают 23-ю и 24-ю строчки соответственно. Таким образом, региону есть куда расти», — пояснил „Ъ“ господин Месаркишвили.

Несмотря на возможные перспективы роста, в регионе уже закрылось несколько салонов. Из крупных, помимо одного из представителей бренда Chevrolet, отказался от дилерства представитель Cadillac. Кроме этого, по всей России, в том числе и в Иркутске, были закрыты салоны испанского SEAT. Остальные дилеры существенно подняли цены на автомобили: у некоторых брендов стоимость машин увеличилась до 40%, они объясняют это резким падением рубля по отношению к основным мировым валютам.

Комитет автопроизводителей АЕБ прогнозирует, что авторынок в России может упасть минимум на 25% по итогам 2015 года, по более пессимистичным прогнозам — на 40%. Ситуацию может спасти возрождение госпрограммы субсидирования ставки по автокредитам, так как именно это направление провалилось в текущих экономических условиях, хотя ранее являлось одним из драйверов роста рынка, считают эксперты. «Программу утилизации в 2014 году проводили сами автопроизводители, без поддержки государства, что ограничивало масштабы программы и ее эффект. Поэтому активное участие властей в этом процессе также в большей степени могло бы способствовать улучшению ситуации», — заметил Александр Месаркишвили.

Екатерина Головина