Авторозетки легально проникнут во дворы

В Иркутской области ожидается развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей. Об этом заявляют как энергетики, уже реализующие подобные проекты, так и представители девелоперской отрасли. Дело в том, что развивать сеть автомобильных зарядок планируется не в качестве элемента придорожного сервиса, как это сейчас происходит с топливными АЗС, а в качестве удобного дополнения к действующим и перспективным жилым комплексам, торговым центрам, гостиницам и так далее. К слову, такие планы не противоречат общероссийским тенденциям. В Правительстве РФ уже готовят законопроект, обязывающий муниципальные власти обустроить на действующих крупных парковках машиноместа с электрозарядками.

Инфраструктура только зарождается

Иркутск входит в тройку российских регионов по числу зарегистрированных электрокаров, вместе с Приморским краем и Москвой. По данным Автостата на октябрь 2021 года, в Иркутской области таких автомобилей 1391, но, по оценкам экспертов рынка, реальная цифра может достигать 3 тыс., так как многие авто имеют регистрацию в регионах въезда в Россию. Кстати, при рекордном падении российского авторынка продажи новых электромобилей в апреле снизились всего на 11%.

Несмотря на лидирующие позиции по количеству электрокаров, Иркутская область отстает от многих других регионов по уровню развития зарядной инфраструктуры. В областном центре и его окрестностях насчитывается чуть более 50 станций для зарядки, причем почти половина из них представляют собой элементарные частные розетки, чьи владельцы не прочь поделиться (бесплатно или за деньги) энергией. Так называемых публичных точек, смонтированных из профессионального оборудования, менее 30. Все они поделены между тремя сетевыми операторами, одним из которых является En+ Group. Представители компании заверяют, что для них запуск подобной инфраструктуры в настоящее время носит характер социального эксперимента или акции. Тем более что в парке у компании есть электроавтомобили «Газель» линейки E-NN, некоторое количество электрокаров имеется и в частном владении у сотрудников. Сейчас зарядные станции выполняют функцию перехватывающей зарядки.

С 2020 года En+ Group развивает сеть быстрых зарядных станций. Сейчас в регионе работают восемь комплексов: пять в Иркутске, по одному в Ангарске, Листвянке и Култуке. Станции пользуются популярностью, фиксируется ежемесячный прирост по потреблению. В апреле 2022 года был установлен рекорд потребления — свыше 13 тыс. киловатт-часов. Общий объем на заправочных станциях компании достиг 100 тыс. киловатт-часов. Всего за 15 месяцев работы восьми зарядных станций их услугами воспользовались более 1,2 тыс. владельцев электромобилей, а общее число зарядных сессий превысило 20 тыс.

Как отмечает директор по развитию и технологическим присоединениям Иркутской электросетевой компании Евгений Вечканов, до конца 2022 года En+ Group планирует открыть еще 10 станций, которые обеспечат возможность владельцам электрокаров планировать поездки на дальние расстояния. На первом этапе — к сентябрю текущего года — комплексы появятся в иркутском микрорайоне Ново-Ленино и Шелехове, а также по направлению к Байкалу: в Усть-Ордынском, Баяндае, Еланцах и Байкальске. На втором этапе, до конца 2022 года, в более отдаленных территориях: в Усольском и Черемховском районах, а также в Тулуне и Братске.

К слову, высокие технологии не будут ограничены действующими в отношении России санкциями. «На новых станциях будет установлено оборудование российского производства, которое хорошо зарекомендовало себя в работе. Кроме того, мы заменили мобильное приложение для оплаты потребленной энергии и поиска станций. На отечественное приложение перешли в марте, чтобы сохранить возможность оплаты банковскими картами и обеспечить высокую защиту от внешних факторов», — добавляет Евгений Вечканов.

В Иркутске самым распространенным электрокаром является подержанный Nissan Leaf, завозимый в регион из Приморского края, куда в свою очередь поставляется с японских аукционов по продаже автомобилей с пробегом. Именно по причине практически нулевых продаж новых электромобилей (а значит и официальной статистики, на которую можно опираться), в регионе до недавнего времени отсутствовали инициативы по централизованному развитию зарядной инфраструктуры. Автовладельцы были вынуждены самостоятельно искать выход из ситуации.

«Опрос, проведенный среди владельцев электрокаров, показал, что сейчас в качестве основного способа зарядки электромобилей используется розетка в гараже — 78% ответивших, еще 15% — с помощью удлинителя из квартиры в многоквартирном доме. Половина опрошенных отмечают, что активно пользуются электромобилем, проезжая до 1,5 тыс. км в месяц», — подтверждает закономерное явление Евгений Вечканов. При этом, по его словам, подавляющее большинство участвующих в опросе отметили необходимость создания придомовой инфраструктуры для зарядки. Более того, 28% респондентов отметили, стоимость заряда для них менее принципиальна, чем само наличие зарядной инфраструктуры.

«К концу этого года мы обеспечим широкую географию быстрых зарядных станций, но для дальнейшего развития экологического транспорта необходимо создавать зарядную инфраструктуру в формате «у дома», чтобы обеспечить безопасную и цивилизованную зарядку электромобилей. Мы со своей стороны готовы делиться опытом и рассмотреть возможность создания зарядных станций в ином формате», — делится инициативой представитель «Иркутской электросетевой компании».

Представители девелоперского бизнеса в Иркутске, в свою очередь, отмечают заинтересованность в строительстве и монтаже таких станций на территории жилых комплексов и других объектов. Электрозарядки есть на территории поселка «Хрустальный», а также ЖК «Союз». «Станции для электромобилей пользуются стабильным спросом, это видно на примере «Союза». Кроме того, подобная инфраструктура повышает привлекательность девелоперских проектов, как новых, так и действующих. Конечно, для более активного распространения инфраструктуры нужны определенные правила игры, установленные на уровне государства, возможно, какие-то меры поддержки», — рассуждает генеральный директор компании «Грандстрой» Екатерина Прядко.

О том, что такие «правила игры» уже устанавливаются и обсуждаются на уровне Правительства РФ, рассказывает председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева. По оценкам экспертов АЭТИ, подобные документы или свод законопроектов в ближайшее время появятся в большинстве стран. В период с 2025 по 2035 годы большинство мировых автопроизводителей будут иметь линейку электромобилей, полностью дублирующую автомобили с ДВС. Следующий логичный шаг для производителя — не поддерживать две дублирующих друг друга линейки — в его интересах сократить расходы и оставить одну. Соответственно сами автопроизводители будут требовать от правительства максимально быстро запретить продажу автомобилей на ДВС. Собственно с подобным требованием уже выступило Volvo.

В России, по словам Ии Гордеевой, федеральное правительство установило для себя следующие показатели.

В срок до 2024 года в России должно быть выпущено не менее 25 тыс. электротранспортных средств, а в столице и регионах запущено в эксплуатацию не менее 9,4 тыс. зарядных станций. Ожидается, что в срок до 2030 года общее производство электротранспортных средств составит не менее 10% общего объема производимых автомобилей, а количество станций по стране достигнет 72 тыс. штук.

Кроме того, в России должно быть запущено производство катодных и анодных материалов, а также создано не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест по всей технологической цепочке производства электрохимии, электромеханики, электроники и производства электротранспортных средств.

В качестве ожидаемых мер поддержки, которые готовится оказывать правительство: компенсация части расходов на создание зарядной инфраструктуры, как на сами станции, так и на оплату их технологического присоединения к электросети, субсидии на покупку отечественных электромобилей, отмена транспортного налога в части регионов, а также бесплатная парковка для электромобилей для отдельных территорий.

Поддержка на уровне закона

Ранее заявлялось о том, что правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, который обяжет городские власти организовать машино-места на парковках с зарядками для электромобилей и гибридов. Поправки к закону подготовлены минтрансом.

Согласно ожидаемым нововведениям, власти всех российских городов (а также федеральной территории «Сириус») должны будут организовать парковочные места, оборудованные зарядными станциями для электромобилей и гибридов. Число таких мест определят документацией по организации дорожного движения (ее утверждает каждый регион, город и населенный пункт самостоятельно).

В августе 2021 года, как напоминает газета «Коммерсантъ», правительство утвердило концепцию по развитию производства и использованию электрического автотранспорта до 2030 года: 10% от всех производимых машин должны быть оборудованы батареями и электродвигателями. Документ предполагает обязательное оснащение электрозаправками и определение минимальной доли мест для электромобилей на парковках.

Одобрению поправок предшествовали межведомственные споры. Минфин при поддержке Минюста и экспертного управления Администрации президента РФ указывал на то, что новые обязанности для субъектов по организации парковок «могут повлечь необходимость выделения дополнительных ассигнований», поэтому сначала нужно определиться с их источником.

Дополнительных денег регионам не понадобится, отвечал правительственный департамент транспорта: субъекты федерации, исходя из собственных финансовых возможностей, будут решать, где и в каком количестве создавать парковки. Организовать место для электромобиля вместе с зарядкой не всегда возможно из-за необходимости подводить электросети, писал, в свою очередь, вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. Разногласия в итоге были урегулированы: обязательство строительства зарядок рядом с парковками в последней редакции законопроекта превратилось в опцию. В столичном дептрансе поддержали предложения по развития зарядной инфраструктуры и организации парковочных мест для электромобилей. Там напомнили, что в Москве с 2020 года выполняется программа по установке зарядных станций нового формата: сейчас их 93, еще несколько десятков подключаются, до конца 2022 года появится 250 новых зарядок. Рядом с каждой станцией оборудуются места для стоянки электромобилей, парковаться обычным машинам там запрещено.

В петербургском комитете по энергетике и инженерному обеспечению заявили, что намерены дождаться, когда поправки будут приняты Госдумой, только после этого, возможно, будут внесены изменения в региональную программу Санкт-Петербурга по строительству зарядок в 2020–2023 годах. Сейчас в городе действуют 83 зарядные станции, 6 расположены на территории дилерских центров и 31 — на парковках бизнес-центров, ТРК и гостиниц. В правительстве Севастополя заверили, что еще с прошлого года активно занимаются развитием инфраструктуры для электромобилей: сегодня в городе всего две зарядные станции, но в ближайшие два года откроют еще 36.

«Законопроект направлен на создание условий, которые бы стимулировали развитие экологически чистого транспорта, — комментирует поправки председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Развитие электромобильного транспорта невозможно без создания соответствующей инфраструктуры».

«Значительная часть комплектующих для зарядок поставляется из-за рубежа, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Поэтому не уверен, что инвестиции в эти парковки сейчас нужны. Особенно с учетом планов Минпромторга выпускать на российский рынок автомобили класса «Евро-0». Наивно надеяться на то, что у нас в ближайшее время будет большое количество электромобилей, спускать подобные KPI в регионы преждевременно».

Любопытно, что в рамках этого законопроекта планировались и поправки в ПДД, вводящие «идентификационные наклейки» для электромобилей в виде оранжевого ромба с молнией, которые должны размещаться под стеклом (их внешний вид уже описан в соответствующем ГОСТе 2020 года). Однако от этих планов в итоге отказались.

Рынок электрокаров в цифрах

По данным ГИБДД, на конец 2021 года всего в России зарегистрировано 104 тыс. автомобилей с электродвигателями и гибридов. По данным «Автостата», в марте 2022 года россияне купили 1078 электромобилей с пробегом — на 91% больше, чем годом ранее. Самой популярной моделью является Nissan Leaf.

Число зарегистрированных в России легковых автомобилей непосредственно на электрической тяге на сегодняшний день составляет 17,5 тыс. штук, а общее число электромобилей — около 20 тыс. Об этом рассказал генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков на круглом столе «Развитие электромобильности: Этап II», организованном ИД «Коммерсантъ».

По его словам, на начало текущего года количество легковушек достигало 16,5 тыс. штук, за первые четыре месяца оно увеличилось сразу на 1 тыс. Среди остальных электромобилей порядка 1 тыс. приходится на автобусы, небольшое число — на легкий коммерческий транспорт и буквально штучно присутствует грузовой.

«Каждый год идет взрывной рост продаж — в два-три раза, потому что мы стартовали фактически с нулевой базы. За 2021 год было продано 2,2 тыс. новых легковых электромобилей и порядка 9 тыс. — с пробегом. Во вторую категорию входит как внутренний оборот, так и ввоз праворульных автомобилей из Японии», — рассказал господин Целиков.

Эксперт отметил, что на фоне кризиса сегмент электромобилей просел не так значительно, как автомобильный рынок в целом, однако от недели к неделе продажи сокращаются: «Очевидно, что сейчас распродаются те машины, которые были ввезены в страну до отмены нулевой пошлины».

«В основном электрокары оседают в Москве и на Дальнем Востоке, — уточняет Сергей Целиков. — На Дальний Восток изначально ввозятся японские праворульные автомобили, которые потом получают достаточно сильное распространение в Сибири. Что-то доходит и до Центральной России, но меньше. Также в топ-5 по распространенности входит Краснодарский край. Что касается новых электромобилей, то практически 80% приходится на Москву и Московскую область».

Гендиректор агентства «Автостат» констатировал, что пока авто на электротяге остаются в России «игрушкой». «Электрокар — это энтузиазм, третий-четвертый автомобиль в семье. Его владелец обычно живет в загородном доме, у него есть своя подстанция для зарядки, изредка он заряжается в городе. Это обеспеченный человек», — резюмировал Сергей Целиков.

Влад Никифоров