Автомобиль в «шоколаде»

BMW сразу становится центром повышенного внимания в любой точке мира, благодаря чему его владелец во время своих путешествий легко завязывает контакты с людьми.

Несмотря на безграничные скоростные возможности, новомодный тюнинг и доведенное практически до перфекционизма техническое состояние машин, мы живем в предсказуемое и даже скучное автомобильное время. Почти все современные авто похожи друг на друга и безлики в общей массе унифицированных клонов. Именно поэтому многие автолюбители так активно ищут вдохновения в старых машинах, где каждая уникальная деталь сделана человеческими руками с душой и любовью. Наш герой — известный ледовый скульптор, художник и путешественник Карим Мухамадеев — выбрал для своих дальних поездок крайне необычный экземпляр, а именно довоенный BMW-321. Такой автомобиль, по словам Карима, стал центром притяжения самых колоритных людей, и машина не раз помогала выбраться из неурядиц во время путешествий по России и Средней Азии.

BMW не даст остаться незамеченным

«Поломки автомобиля? Да это обычно самые интересные и скрашивающие приключения моменты. Едем как-то с семьей по Башкирии, слышу, что-то не то с машиной. Останавливаюсь: коробка передач отвалилась и висит, волочась по земле. Кое-как доехал до ближайшей деревушки, мне подсказали там супермастера на все руки — Фарита, местного «Кулибина». Подъезжаем к нему. Пока мы с Фаритом осматриваем машину и делаем для нее пандусы, наши жены общаются о чем-то своем, а дети играют и куда-то убегают. Затем нам нужно было с моим новоприобретенным другом съездить в соседний населенный пункт за одной запчастью. Спрашиваю Фарита: «А деревенские дети не залезут на машину и не будут, как обычно бывает, переворачивать зеркала?» Он отвечает, что стоящий рядом местный мулла, скромный мужчина невысокого роста, обязательно посторожит автомобиль в наше отсутствие. Приезжаем мы через четыре часа — я был поражен, человек до сих пор там стоит, абсолютно бесплатно, просто потому, что так надо! Сразу же после нашего приезда мулла ушел, и я даже не успел его поблагодарить. То, что тогда сломалась моя машина — это отлично, иначе мы бы проехали мимо этой деревушки и никогда бы не узнали, какие удивительные и отзывчивые люди здесь живут, и не приобрели бы стольких друзей», — рассказывает Карим Мухамадеев.

Ретроавтомобиль BMW 1937 сразу становится центром повышенного внимания в любой точке мира, благодаря чему его владелец во время своих путешествий легко завязывает контакты с людьми и даже получает различные бонусы. Например, во время приближения к границе одной из стран Средней Азии Карим Мухамадеев вместе со своей семьей обнаружил громадную очередь, которая стояла там в течение нескольких дней. Как только на горизонте появился BMW, началась суета, переполох. Иркутского автолюбителя окружили десятки зевак, не унимавшихся: «Какой двигатель? Сколько прет? Сколько жрет?» Пока Карима интервьюировали немудреными вопросами, подошли пограничники, махнувшие: «Езжай без очереди». Другая граница и вовсе закрылась после появления диковинного железного коня, и водители, пропуская вперед, умоляли: «Проезжай скорее! А то людей унять не сможем, и очередь встанет».

По словам Карима Мухамадеева, любой автоинспектор, увидев ретроавтомобиль, превращается буквально в агрессора с палкой. Коронный вопрос путешественника при каждой остановке на посту: «Машину будем смотреть или документы?» Адекватный человек с юмором обычно честно отвечает: «Машину».

Как рассказывает Карим, благодаря своему автомобилю он приобрел много друзей и сумел лицезреть те важные события жителей той или иной страны, на которые практически невозможно просто так попасть обычному туристу, например свадьбы. «Известно, что для жителей стран Средней Азии гостеприимство — не пустой звук. Если ты их гость, они всегда помогут, накормят, уложат спать. С моей стороны тоже есть большая отдача. Банально — люди, часто сами того не осознавая, хотят, чтобы их соседи увидели, какая красивая машина стоит у них в ограде. Я это не осуждаю. Мы многое делаем для того, чтобы нас оценило общество — модно одеваемся, покупаем какие-то статусные вещи, добавляющие нам авторитета в глазах других. Приятно, что пока мы находились в гостях у какого-нибудь добродушного узбека или таджика, к нему постоянно заглядывали родственники с детьми, знакомые и те приятели, которые давно хотели прийти к хозяину дома, но все откладывали свой визит. А тут сам Бог велел — любопытно же посмотреть, что за чудаки-путешественники поселились дома у Сайфуддина или Ахмада», — смеется Карим.

По любой дороге на BMW-321 невозможно спокойно проехать ни километра: найдутся водители, которые свернут головы, разглядывая все детали, некоторые еще достанут мобильники, чтобы запечатлеть экспонат. К сожалению, такой необычный автомобиль нередко становился и причиной столкновений транспорта — водители просто засматривались на диковинного дорожного зверя и теряли нить управления. «Садясь за руль такой нестандартной машины, нужно быть морально готовым к тому, что с этим автомобилем ты будешь всегда в первом ряду событий — как положительных, так и негативных. Вашу машину перетрогает практически треть жителей любого населенного пункта, где бы вы ни остановились. А все люди разные, попадаются и весьма криминальные типажи», — предупреждает опытный путешественник.

«К автомобилю — без «религиозных» ограничений. Отрезаю все, что хочу»

Как так получилось, что Карим Мухамадеев приобрел несколько лет назад «стоявшую у дяденьки под забором развалюху», не помнит — путешественник, в жилах которого течет татарская кровь, признался, что он человек горячий и спонтанный. Купил авто и на три месяца буквально заперся в гараже — целенаправленно занялся реставрацией BMW. «Реставраторы», которые работают спустя рукава, раз через раз, чаще всего не доводят свое детище до конечного результата. Груды запчастей потом так и гниют в гараже, потому что никто уже не способен собрать их в одно целое. Истинный реставратор — человек, который умеет делать не все, но это всегда бесстрашная и немного помешанная на своей идее личность. Я тоже не мастер на все руки — мне сложно работать со сваркой и краской, бывают трудности и с железом. Но я просто делаю, потому что это мне необходимо, а если у самого не получается, привлекаю друзей и энтузиастов», — признается Карим.

Автолюбитель сразу пояснил, что не стремился полностью воссоздать ретроавтомобиль со всеми «родными» деталями. «Для того чтобы создать оригинал, нужно искать запчасти в интернете и на аукционах, привлекать серьезные станки ЧПУ. Ведь чтобы восстановить прежний вид детали, напильником здесь не отделаешься, потребуются воистину многомиллионные затраты (я же потратил на BMW 500 тысяч рублей). Лично я не меценат и не владелец музея, чтобы поддерживать какую-то определенную марку или бренд. Иногда я обращался с автомобилем довольно жестоко, без всяких «религиозных ограничений отрезая все, что мне не было нужно», — рассказывает автолюбитель.

Его главный принцип реставрации — это, как в скульптуре, грамотно расставить акценты на том, что привлекает, и отсечь все лишнее. Больше всего Карима вдохновили романтические линии машины, поэтому он полностью сохранил ее кузов. Тот хоть и изрядно поржавел за свою бурную жизнь, все же остался целым, без намека на гниль. По «бижутерии» художнику-скульптору пришлось изрядно потрудиться: он поставил оптику с внешними звуковыми сигналами, бампера, молдинги, «дворники» и массу хромированных деталей, которые Карим изготавливал буквально с нуля. Пришлось также усиливать крепление крыльев. Также автолюбитель покрасил машину по особой технологии (шесть слоев, определенное сочетание краски и лака плюс очень долгая полировка), после применения которой BMW поражает глубиной и чистотой покрытия.

Необычные ощущения в подвеске, сравнимые с ездой на лимузине, которые возникли за счет «родной» поперечной рессоры и автомобильной балки, так взбудоражили Карима, что он уже не мог от них отказаться, даже несмотря на то, что, по его словам, детали смешные и дурацкие. Руль старый был сохранен — только для адекватности вождения мастер-скульптор установил на нем гидроусилитель. Старые амортизаторы Карим заменил на новенькие газовые фирмы KAYABA, а «механику» на автоматическую коробку передач. В салоне автомобиля две печки, новая обивка, рация и хороший музыкальный проигрыватель.

Несмотря на то что машина достаточно компактная и узкая, по словам Карима, в ней довольно комфортно путешествовать даже втроем (он ездит вместе со своей женой и младшим сыном). Сзади автомобиля красуется прикрепленный сундучок — автолюбитель сам его смастерил наподобие тех багажников, которые существовали раньше. Как и любой профессиональный путешественник, Карим склонен к минимализму: «Сейчас не советское время, когда нужно было все таскать с собой. Все необходимое мы приобретаем прямо в пути. Из принадлежностей для починки автомобиля я беру с собой только ключи. А насчет одежды мы не запариваемся — на вечерние рауты одежду не берем, нас и так везде хорошо встречают».

«Родной двигатель? А как же без него? Объем 4,5 литра, расходует двадцатку с лишним 56-го бензина — в самый раз. Бадяжу в ведре бурду, смешивая ее с растительным маслом и кетчупом (бензин BMW-321 красного цвета — АL), — шутит Карим, который уже не знает, как отвечать на этот наивный вопрос зевак-водителей. — На самом деле у меня стоит двигатель Toyota Crown объемом 2,5 литра, 170 лошадиных сил. Да, да! Завистники кусают локти от злости, когда наблюдают, как резво я проезжаю по трассе со скоростью 160 км/ч!».

Между тем Карим с ноткой тщеславия добавляет, что никто кроме него не может управлять его автомобилем: «Даже если кто-то сядет за руль, чтобы просто передвинуть машину в ограде, после него мне кажется, будто я управляю не своим авто. Горе-водители нажмут какие-то рычаги, тумблеры, включатели, оставят их в неправильном положении. Каждый человек индивидуален, и только сам себя может до конца понять. Также и каждая машина своеобразна и специфична, и разгадать все ее главные загадки сможет только создатель».