Автоматом — по зиме

Поскольку климат у нас суровый, есть смысл поговорить о том, как правильно эксплуатировать автоматическую трансмиссию. Тем более что машины с механикой становятся раритетом (увы). В теплое время года автомат, будучи исправен, не доставляет никаких проблем. Зимой же нужно прогревать АКПП. Если ваша машина «гудит» после запуска несколько минут, проблем нет. В мануалах написано, сколько прогревать — так, у Audi указано время 4-7 минут в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Многие владельцы машин с автоматом часто вообще забывают о существовании ручного тормоза, пользуясь лишь режимом P (Parking).

Прогрев и масло

Если вы пользуетесь предпусковым нагревом мотора, электрокотлом или поставили Webasto, то у вас могут возникнуть сомнения. Действительно, после запуска двигателя он теплый, рабочая температура устанавливается очень быстро. Возникает соблазн сразу отправляться в путь. Специалист по ремонту АКПП из СТО «Автомат-сервис» прокомментировал это следующим образом:

— Масло в автомате прогревается через радиатор системы охлаждения. Поэтому если двигатель теплый и антифриз ходит по большому кругу через радиатор, то благодаря этому прогревается и жидкость автомата.

В интернете немало советов. Например, такой: перед началом движения поочередно переместить селектор во все положения, удерживая машину на месте с помощью тормозной педали. Якобы эти нехит­рые действия ускоряют процесс прогрева трансмиссионной жидкости. Не факт, мастер из «Автомат-сервиса» сказал, что прогрева на месте вполне достаточно. В любом случае после начала движения первые километры следует избегать резких разгонов и движения на высокой скорости. Нельзя и буксовать. Если вы, к примеру, с вечера припарковались в снегу и решили с утра выехать из него, автомат вам спасибо за такие нагрузки «спросонья» не скажет. Паркуйтесь в нормальных условиях, а если вы застряли, вытаскивайте машину сразу, на горячую. Этот совет может показаться излишним, но не за горами новогодние праздники — а там всякое возможно.

Вообще, «раскачку» на автоматах использовать не советуют. Это когда ваша машина засела в снегу, а вы нажимаете газ, карабкаетесь вперед до упора, удерживаете машину в крайнем положении педалью тормоза, переключаетесь на заднюю скорость, карабкаетесь назад, снова удерживаете машину, затем лезете вперед и т.д.

Если некому подтолкнуть, не «качайтесь» дольше минуты-двух и отключите систему стабилизации ESP (и связанный с ней трэкшн-контроль), которая в сугробе вам только помешает. Если у вас она не отключаемая, просто не залазьте в снег.

Нужно помнить и о том, что жидкость в автомате и фильтры этой коробки должны быть свежими и чистыми. Посмотреть уровень масла и его состояние можно в любом сервисе. А можно и самостоятельно. Прогреть машину, проехав километров 10, встать на ровном месте, установить селектор в нейтраль, затянуть ручник и открыть капот. Найти щуп автомата (на нем не написано engine), вытащить, вытереть белой салфеткой. Посмотреть на салфетку — жидкость должна иметь родной цвет (для большинства случаев это светло-красный Dexron), не быть грязной и черной. Если жидкость грязная или пахнет горелым — менять. Засунуть щуп, снова вытащить, посмотреть уровень. Уровень должен быть возле отметки Hot. Не выше (слить лишнее на сервисе), не слишком ниже (долить ваш тип жидкости, он должен быть указан на щупе). Готовьте побольше денег, потому что периодически следует проводить полную замену жидкости и очистку коробки внутри. Особенно дорого стоят оригинальные жидкости типа Mitsubishi Diaqueen, Honda ATF DW-1 или ATF Z1, Nissan MaticFluid… Можно сэкономить, залив аналог от какого-нибудь мирового ГСМ бренда. Так, у Shell есть полная линейка «жиж» для особенных автоматов, которые брезгуют старым добрым декстроном.

Если у вас машина из салона, то можете узнать там, что вам следует делать. Если гарантия у вас уже закончилась, то можете поступить ровно наоборот: поехать и поменять жидкость в любом нравящемся вам сервисе. Главное — чтоб жидкость нравилась автомату! Тип такой жидкости указан в инструкции к автомобилю и нередко на щупе АКПП.

Езда и буксировка

Теперь обсудим торможение двигателем, которое рекомендуют использовать зимой. Потому что снижение скорости с помощью рабочих тормозов может вызвать потерю устойчивости. Что ж, прочитав эту рекомендацию, сразу можем сказать, что торможение двигателем тоже может вызвать проблемы с ведущей осью. На автомате двигателем тормозить, конечно, можно. Но осторожно. Да, в режиме Drive автомат не реагирует на сброс газа так, как механика. Вообще почти не реагирует. Но для этого существуют понижающие передачи, либо ручной режим, которыми можно и нужно пользоваться. Перевести селектор из «D» в «3» или «2», переключиться в «М» на тип-тронике и качать ручку. Однако стоит быть готовым к тому, что на очень скользкой дороге понижение передач может привести к пробуксовке ведущих колес и развитию заноса задней или сноса передней оси, как мы уже упоминали. Советуют на переднем приводе в таком случае оставить педаль газа нажатой, на заднем — отпустить педаль, на полном приводе — отпустить и тут же плавно нажать. Думается, следует поехать на свободное место и там потренироваться, изучить реакцию и поведение машины в разных ситуациях. Кстати, некоторые водители ездят, установив селектор в 2 или 3 либо отключив овердрайв. То есть они ограничивают количество передач в своей коробке. Смысла в таких действиях нет. Чтобы скорость не превышала безопасную, нужно поменьше нажимать на педаль газа.

И, кстати, стоит помнить об этом при движении с горки. Любой спуск очень сильно увеличивает тормозной путь. Ну, а подъем заметно его уменьшает. Этот фактор стоит учитывать при выборе скорости движения. Используйте пониженные передачи только при сухом чистом покрытии на крутых длинных спусках, дабы не перегревать тормоза. На скользком спуске с осторожностью пользуйтесь рабочим тормозом.

И еще одна рекомендация, хотя она и круглогодичная. Многие владельцы машин с автоматом часто вообще забывают о существовании ручного тормоза, пользуясь лишь режимом P (Parking). Между тем при парковке на склоне они тем самым вешают всю массу автомобиля на блокиратор вала коробки, что отрицательно сказывается на сроке его службы. Последовательность действий такова: сначала ставим ручник и только потом — режим P, затем убираем ногу с тормоза. Правда, нужно учитывать, что парковка автомобиля на ручнике чревата примерзанием колодок, а стартовать на обледенелом подъеме — занятие не из приятных. Поэтому проще припарковаться на ровном месте — можно даже немного пройтись ради этого.

Зимой чаще случаются буксировки. Если ваша машина замерзла, можно утащить ее в ближайший отапливаемый бокс теплой стоянки. Селектор должен быть переведен в положение N. Тащить следует медленно и недалеко. Если надо тащить далеко, то без ущерба это возможно только при работающем двигателе. Так что лучше закажите эвакуатор: это дешевле, чем ремонт коробки (от 10 000 руб.).

Ну а вы тащить не можете никого. Автоматным машинам делать этого нельзя. Исключение составляют внедорожники с понижающим рядом передач. Масса буксируемого не должна превышать хотя бы массу машины-тягача. А то на улицах такого насмотришься! Купе «Селика» тащит «Висту», а Pajero — Зил-131… Потом эти машины можно увидеть на ремонте трансмиссий.

Еще нельзя при движении пытаться включить режимы P и R. Их можно включать только при полной (!) остановке автомобиля. Режим нейтрали N создан для буксировки.

И последнее. Существует зимний режим автомата, который производит переключения на более низких оборотах двигателя и помогает стартовать без лишних прокрутов (иногда со второй передачи). Но ездить на нем всю зиму подряд не рекомендуется. Пользуйтесь им только в скользкие снежные дни.