Авто с историей: со счетов не списывать

Только ленивый и очень незаинтересованный еще не в курсе, что по итогам прошлого года рынок новых дилерских автомобилей основательно «просел». Насыщение рынка вкупе с неблагоприятной экономической ситуацией в стране дало падение объема продаж сразу на 5,5%, до 2,6 млн единиц, заявили в своем отчете PricewaterhouseCoopers. В денежном выражении по сравнению с 2012 годом они снизились на 3%, до $69 млрд. Но на этом фоне существенный рост продемонстрировал рынок пробежных автомобилей: в прошлом году он скакнул вверх сразу на 4%. Машины с пробегом интересны не только частным лицам, но и специализированным компаниям, и дилерам — для них это сегмент работы «на будущее». И он будет развиваться, уверены эксперты.

Раньше умельцы массово гоняли пробежные «японки», теперь то же самое делают с леворульными и потому более перспективными «корейцами», а также авто из европейской части России.

Объем продаж автомобилей с пробегом на российском рынке в 2013 году достиг отметки в 5,6 млн единиц. Это на 4% больше, чем годом ранее, свидетельствуют данные PricewaterhouseCoopers (PwC). При этом объем рынка пробежных авто растет постоянно: всего три года назад он еще не дотягивал до 4,1 млн единиц.

Самый большой объем продаж пришелся на иномарки (62,3%), в том числе в возрасте до пяти лет (27%). Больше всего езженные машины продавались в Центральном и Сибирском федеральных округах — на них пришлось 25 и 16% соответственно. С Центральным округом все понятно: из Москвы и близлежащих городов все чаще европейские машины разъезжаются по дальним регионам, в том числе и в Приангарье. Активность сибиряков тоже в некотором роде объяснима: здесь автомобилизация является одной из самых высоких по стране (подробнее об этом читайте в Al №3 от 2014 года).

В Иркутской области бизнес, построенный на машинах с пробегом, имеет давние корни. Сперва умельцы массово гоняли пробежные «японки», теперь то же самое делают с леворульными и потому более перспективными «корейцами», а также авто из европейской части России (пригнать в Иркутск машину из Москвы стало чуть ли не признаком хорошего тона: рынок там дает значительно больше выбора и значительно более низкие цены). На рынке действует широкий спектр компаний, которые занимаются продажей аукционных автомобилей — тех же японских, корейских и американских. В разговоре с корреспондентом Al они подтвердили, что прошлый год для них был успешным.

«В 2013 году действительно произошел рост продажи б/у машин. Наши продажи выросли по сравнению с 2012 годом примерно на 20%, — рассказывает заместитель директора компании «Японамото» Максим Петров. — Причем многие, купившие автомобили у нас, до этого успели поездить на новых авто, но их не всегда высокое качество в эконом-классе, а также быстрое падение цены за первые два-три года эксплуатации, заставляют людей пересаживаться обратно на японские б/у автомобили возрастом три-пять лет».

Потеря в стоимости — весомый аргумент, который может сыграть на руку при выборе машины на вторичном рынке, тем более что моделей «свежих» годов там хватает. 

Быстрая потеря своей цены действительно пугает многих покупателей. «Сразу же по выезду из автосалона машина теряет порядка 20% своей стоимости в случае продажи. Это невыгодно для тех, кто привык менять автомобили в течение года или двух после покупки. Машины с пробегом теряют в цене более низкими темпами», — прокомментировала ситуацию независимый оценщик Юлия Селиверстова.

Потеря в стоимости — весомый аргумент, который может сыграть на руку при выборе машины на вторичном рынке, тем более что моделей «свежих» годов там хватает. Конечно, большая часть сделок все-таки приходится на частников, когда авто переходит из одних рук в другие — по разным оценкам, на их долю приходится от 80 до 90%. Оставшаяся часть уходит на специализированные компании и не так давно присоединившихся к ним дилеров.

Дилеры не могут игнорировать общероссийскую тенденцию. На фоне падения объемов продаж новых авто они ищут альтернативные каналы для работы, и рынок б/у машин подходит для этого как нельзя кстати. Сегодня услуга «трейд-ин» в Иркутске представлена в преимущественном числе автосалонов. Правда, по оценкам опрошенных, она не занимает каких-то значимых долей. Так, в Toyota-центре отметили, что в прошлом году через трейд-ин было продано 47 машин, в 2012 — 35. В общем объеме продаж эти цифры занимают 1,8 и 1,2% соответственно — ничтожная доля. Чуть более серьезные данные у официального представителя бренда Nissan: в прошлом году было продано 80 автомобилей с пробегом, порядка 5% от общей массы. Несмотря на такие несерьезные показатели, дилеры не собираются упускать этот сегмент рынка из вида: «На фоне стагнирующих продаж новых автомобилей рынок подержанных автомобилей, реализуемых дилерскими центрами, активно растет. Связано это с тем, что он до сих пор недостаточно развит по сравнению с другими цивилизованными странами, и в ближайшее время тенденция роста будет продолжаться. Кроме того, все большее число покупателей предпочитает выбирать свой будущий автомобиль у официального дилера, а не у частных лиц или на рынке, как залог гарантии юридической чистоты и прозрачности истории автомобиля», — пояснили в Toyota. Но добавили, что с коммерческой точки зрения, из-за разницы объемов продаж, пока выгоднее продавать новые машины.

Несмотря за видимую борьбу за одного покупателя, специализированные компании по продаже машин с пробегом практически не пересекаются с дилерскими центрами, уверен Максим Петров. «У нас нет информации по объему и количеству продаваемых дилерами машин по системе трейд-ин. Но в любом случае эта система развита у нас в регионе гораздо меньше, чем на западе. И если в Москве это уже считается нормальным, то консервативное мышление наших автовладельцев заставляет продавать их в основном по старинке, с помощью газет или авторынков, на которых в случае срочной продажи всегда можно продать автомобиль посредникам-«перекупам». Поэтому в настоящее время дилеры пока не могут конкурировать с авторынком по объемам продаж. Есть и еще один момент: специализированные компании, занимающиеся продажами б/у машин, имеют свой сегмент рынка, часто не затронутый дилерами: это праворукие авто из Японии, а также часть американских и европейских автомобилей, не поставляемых в дилерские центры. Поэтому, допустим, наш основной рынок сбыта — правый руль — практически не представлен дилерами, а потому они и не являются нашими конкурентами».

Но при этом эксперт признает, что при всех достоинствах аукционных авто: пробег по ровным заграничным дорогам, не российская сборка, богатые комплектации при низких ценах — они не могут по конечной цене конкурировать с тем, что в категории «трейд-ин» выставлено у дилеров. Причина — высокие заградительные ввозные пошлины. «Везти авто из-за границы невыгодно, если есть дилерский аналог. Поэтому их рынки не пересекаются. Кто-то покупает новое авто в салоне или дилерское б/у авто на рынке, а кто-то по прежнему считает выгодней купить за эти же деньги трех-пятилетнее авто из Японии, более качественное и менее теряющее в цене», — резюмирует Максим Петров.

Все эти нюансы, совпавшие в одном месте в одно время, и дали возможность роста рынка б/у автомобилей. Однако повторится ли его успех в этом году — еще не ясно. Постоянно меняющаяся ситуация в стране напрямую влияет на состояние рынка, уверены эксперты, сетуя на «скачущий» курс доллара и евро. «С теми курсами валют, которые существуют на сегодняшний день, ввоз автомобилей с пробегом из-за границы становится неинтересным, — уверен представитель компании «Японамото». — При этом происходит общее перенасыщение рынка, и цены на автомобили с пробегом, особенно старше 10 лет, последнее время стремительно снижаются, спрос падает, растут требования к покупаемым авто. Поэтому я бы назвал итог неутешительным: рынок как новых, так и б/у машин, проседает и теряет рост».