Авто без ограничений по здоровью

Во всем мире люди с ограниченными возможностями без всяких ограничений ведут насыщенную жизнь — ходят в кино и театры, ездят на отдых, гуляют, работают. Главной палочкой-выручалочкой и самым удобным средством передвижения для них является автомобиль. Для «колясочников» машины оборудованы ручным управлением. Корреспондент AL, озадачившись, как передвигаются в его родном городе люди с инвалидностью, обнаружил, что в Иркутске уже достаточно много продвинутых автомобилистов-инвалидов. И с каждым годом их становится все больше. Правда, законодательная база пока настолько размыта, что многим людям с ограничениями здоровья приходится ездить на автомобиле чуть ли не нелегально.

Обучение вождению — первый шаг к успеху

В Иркутске есть только одна автошкола, обучающая вождению людей с ограничениями здоровья; она функционирует при профессиональном училище-интернате для инвалидов. За год в ней проходят обучение (в основном на бюджетной основе) около 8-15 человек с ограничениями здоровья — как правило, это глухие; есть и маломобильные люди — «колясочники». Пока, к сожалению, не все инвалиды знают о такой возможности, и многие из них постигают навыки вождения собственными силами.

Глухие обучаются управлять обычным автомобилем с единственной лишь разницей в том, что занятия проходят при участии сурдопереводчика. «Глухим людям необходимо установить на машине специальный знак «глухой водитель». Такие люди четко реагируют на изменения дорожной обстановки, ездят аккуратно и спокойно, соблюдают скоростной режим, более внимательны и вежливы к другим водителям. И среди глухих много очень способных, по-настоящему одаренных водителей. Например, один наш ученик, Дмитрий Путинцев, побил все рекорды — без единой ошибки ответил на внутреннем экзамене на 20 вопросов всего за 48 секунд!» — комментирует руководитель структурного подразделения Александр Кондрашенко.

Обучение маломобильных людей («колясочников», людей с ДЦП, с ограничением подвижности ног) проходит на автомобилях с ручным управлением. В автошколе для этих целей специально оборудован автомобиль «Жигули ВАЗ-2106», в котором, кроме ручного устройства, есть дублирующие педали для инструктора, позволяющие ему контролировать процесс вождения и в нужный момент перехватывать управление автомобилем. На машине стоит механическая коробка передач, за счет чего добавляется дополнительная работа с рычагом сцепления; также на автомобиле нет гидроусилителя руля. «Некоторые «колясочники» активно занимаются спортом, у них сильные руки, поэтому им не доставляет особых неудобств обучение на такой машине. А комплекты ручного управления должны разрабатываться строго индивидуально — в зависимости от физиологических особенностей будущего водителя и его автомобиля. Стоит также отметить, что для своих учеников с ограниченными возможностями мы не делаем скидок и поблажек — любой человек, став полноправным участником дорожного движения, должен быть профессионально подготовлен ко всем возможным ситуациям», — рассказывает Александр Кондрашенко.

Практика показывает, что если у человека существует четкая мотивация вести полноценную жизнь, то нет ничего невозможного. В черте Иркутска, к примеру, живет мужчина без кистей рук, который умудряется не только отлично водить машину, но и полноценно выполнять различную физическую работу — даже самостоятельно колоть дрова.

Припаять две палки к педалям

У людей с инвалидностью, желающих установить на машину ручное управление, есть несколько путей. Самый «ненапряжный» и доступный из них — обратиться в специализированную компанию. В Ангарске до недавнего времени установкой ручного управления занималась компания «Таврия» — единственное предприятие, осуществлявшее в регионе такую деятельность (ближайшее находится в Улан-Удэ). К сожалению, корреспонденту AL так и не удалось побеседовать с коммерческим директором компании, чтобы узнать все подробности, но в кратком диалоге он сказал, что фирма больше не устанавливает ручное оборудование.

Еще один вариант — это приобретение уже готовой, специально созданной для инвалидов машины на иностранных аукционах (Кореи, Японии, США). Автомобили продаются по вполне приемлемым ценам, но для того, чтобы не купить кота в мешке, нужно быть подкованным в интернете человеком и, возможно, даже обращаться за помощью к переводчику — потому что порой сложно понять по внешнему виду машины, адаптирована ли она для инвалида. Также этот вариант подходит только для тех, кто располагает временем: вполне вероятно, что автомобиль придется ждать от нескольких месяцев до года.

Способ, подходящий для людей, творчески относящихся к жизни — сделать ручное управление самому. Автомобилист с ограниченными возможностями Иван Петрик, который установил себе на авто самодельное устройство, объясняет, что в этом нет ничего сложного: достаточно просто приварить к педалям две палки (железные кулисы) — газ и тормоз. «В этом деле можно проявить свои конструкторские способности, импровизировать в зависимости от собственных представлений об идеальном многофункциональном автомобиле. В моей машине (Toyota Ipsum — AL) ручное управление находится справа от меня. Мне так удобнее — левой рукой кручу руль, а правой переключаю кулисы. При этом машина не загромождена лишними предметами; не портится внешний вид салона, как при некоторых устройствах — например, при самодельном ручном управлении, при котором прикрепляется ручка от мотоцикла».

Для людей с инвалидностью, несомненно, идеальным вариантом будет машина с автоматической коробкой передач, при «механике» придется задействовать дополнительную педаль и значительно утяжелять конструкцию. В советских машинах, по словам автолюбителей с ограниченными возможностями, «все серьезно, как в танке»: педали и рычаги на полмашины. «Один мой хороший знакомый в свое время был ярым поклонником москвича. Но недолго он на нем проездил — купил сейчас обычную японскую машину, установил удобоваримое ручное управление. И в общем радуется жизни и не парится», — замечает Иван.

Лучше всего для «колясочников» подходят универсальные автомобили. Машина должна быть одновременно вместительной (чтобы в ней легко помещалась инвалидная коляска) и при этом невысокой (чтобы не было сложности в нее забраться). Еще одна принципиальная особенность — для инвалида подходит только праворульный автомобиль, так как для «колясочника недопустимо выходить со стороны дороги (это не только затруднительно, но и опасно в режиме непрерывного дорожного движения).

«Мои знакомые-колясочники очень тепло отзываются о Toyota Funcargo и Nissan Сube. Например, у обеих моделей дверь багажника открывается вбок, а не вверх, так что не нужно тянуться руками, чтобы его закрыть. У меня, как и у моего приятеля Ивана, Toyota Ipsum. Крепления на ручном управлении, которое мне привезли из Владивостока, стандартные. Поэтому, когда менял автомобиль, я с легкостью переустановил устройство на своего нового коня (также японского производителя). Причем мои ручные педали совершенно не мешают «неколясочникам», брат и отец спокойно на машине ездят», — отмечает «колясочник» Михаил Жербаков.

Все «спинальники» особым образом приноравливаются к размещению коляски в своем автомобиле. Кто-то затягивает своего «четырехколесного» и помещает на переднее сиденье, другой — на заднее, везучие обладатели микроавтобусов размещают коляску в «полный рост». «Я обычно откручиваю у своей коляски колеса, складываю ее гармошкой, опускаю спинку вперед и кладу ее на заднее сиденье. Затем, доехав до нужного мне места, раскладываю свое средство передвижения и пересаживаюсь. На автозаправках у меня проблем не бывает — как сотрудники узнают, что я на коляске, они не утруждают меня лишним выходом из машины — сами заполняют бак авто и передают в кассу деньги», — рассказывает Михаил.

В Иркутске у различных торговых центров начали появляться парковочные места, помеченные знаком «люди с ограниченными возможностями». Но, по словам самих инвалидов, заполучить законное парковочное место им удается не всегда. «Как ни поедешь в «Jam Молл», такие места всегда там заняты. Причем стоят всегда незнакомые машины (мы, автоколясочники, прекрасно знаем друг друга и машины, на которых кто-то из нас ездит). Видимо, в Иркутске очень много инвалидов. Причем, не только физических, но и моральных», — высказывается о наболевшем Иван. Именно потому, что с правами людей с ограниченными возможностями не всегда считаются, не все из них прикрепляют к своим машинам специальный знак.

На свой страх и риск

О том, как нужно правильно оформлять документы водителю-инвалиду, не могут дать точной информации даже в ГИБДД. Несмотря на то что люди с ограничениями здоровья все чаще садятся за руль автомобиля (значительно преобладают мужчины), это все равно остается редким и экзотическим явлением на российских дорогах. По закону вроде как такой человек должен сделать в своем удостоверении пометку «ручное управление» и получить специальную медицинскую справку, подтверждающую, что он способен управлять машиной. Такая справка делается всего на год — для того чтобы ее получить, нужно пройти серьезный список врачей (на коляске!) и заплатить около 2500 рублей. Полностью выполняют все эти суровые требования лишь педанты, многие люди с ограничениями здоровья из-за бюрократических препон вообще ездят по обычным правам, полученным еще до травмы, или оформляют все необходимее документы частично. Сотрудники ГИБДД, по словам экспертов, чаще всего закрывают глаза на такие недочеты. Техосмотр ручного управления, по рассказам автолюбителей с ограниченными возможностями, чаще всего покупается — законно пройти процедуру практически нереально. Для того чтобы получить сертификат на ручное управление, тоже нужно изрядно постараться — для этого нужно как минимум ехать в Улан-Удэ. Так что со многими устройствами, особенно с самодельными, даже если они совсем не уступают в качестве и безопасности покупным, приходится ездить на свой страх и риск.

В контексте

В настоящее время в США проводятся эксперименты по конструированию и эксплуатации самоуправляемых автомобилей. Одно из преимуществ таких машин, как уверяют их создатели, в том, что авто могут самостоятельно управлять даже слепые люди. В прошлом году компания Google опубликовала видео, в котором слепой ведет машину. Стив Маган, житель Сан-Хосе в Калифорнии, заехал в ресторан, расположенный неподалеку от его дома, а потом забрал свои вещи из химчистки. По словам участника эксперимента, если бы у автомобиля было голосовое управление, он бы мог пользоваться им уже сейчас.