Авиация Приангарья: малая, да удалая

Территория Иркутской области по размеру может вместить в себя несколько европейских государств. С севера на юг Приангарье раскинулось на 1,5 тыс. км, с запада на восток — на 1,3 тыс. км. Для региона с такой огромной площадью особенно важен вопрос развития внутреннего авиационного сообщения и межрегиональных перелетов — в Сибирском федеральном округе многие территории сталкиваются с теми же проблемами, что и Приангарье. Последние несколько месяцев правительство Иркутской области активно занимается развитием малой авиации совместно с соседними регионами. На будущее у областных властей еще более амбициозные планы: содействовать пополнению парка местных авиакомпаний новыми самолетами и превратить Международный аэропорт Иркутск в центральный авиаузел Восточной Сибири.

В активах Приангарья имеется богатая авиационная инфраструктура. В Иркутской области находится восемь действующих аэропортов: в Иркутске и Братске работают аэропорты федерального и международного значения, в Киренске, Маме, Бодайбо, Ербогачене, Усть-Куте и Нижнеудинске воздушные гавани принимают самолеты местных авиалиний. В области действует три региональных авиакомпании, и по многим показателям в сфере малой авиации Приангарье находится на лидирующих позициях в стране, отмечает губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Однако, уверен глава региона, нельзя жить старыми заслугами.

«Мы уже потеряли Усть-Илимский аэропорт (он был закрыт для эксплуатации в 2002 году, из государственного реестра гражданских аэродромов исключен в 2006-м — ИО). Под угрозой находится Братский аэропорт, потому что долгое время он не получал инвестиций, в Ербогачене схожая ситуация, в село Казачинское давно не совершаются рейсы. В действующих аэропортах необходимо реконструировать взлетно-посадочные полосы и здания аэровокзалов. Чтобы это отставание ликвидировать, нам нужна системная работа. Мы уже с прошлого года ее осуществляем. Например, прорабатываем возможность соглашений с крупными финансовыми группами — так, с группой «Илим» мы оговариваем возможность совместной работы по восстановлению усть-илимского аэропорта. Мы системно решаем вопросы и по инвестированию аэропортов в Киренске, Ербогачене, Нижне­удинске — там, где еще есть какая-то деятельность, мы стараемся ее поддерживать и развивать», — подчеркнул губернатор.

Максимально Эффективным решением для реконструкции действующих терминалов и взлетно-посадочных полос должно стать объединение аэропортовых комплексов Приангарья, Забайкалья и Бурятии.

Соседи Иркутской области в Байкальском регионе, Республика Бурятия и Забайкальский край, испытывают схожие трудности в развитии малой авиации. Большие расстояния между населенными пунктами и зачастую отсутствие дорожной или иной транспортной инфраструктуры делают именно авиацию стратегически важным направлением. Во всех трех субъектах для повышения безопасности, эффективности перевозок и расширения географии авиалиний требуется проведение реконструкционных работ действующих терминалов и взлетно-посадочных полос. Максимально эффективным решением для этого станет объединение аэропортовых комплексов Приангарья, Забайкалья и Бурятии. Главы регионов уже обратились к федеральным властям с просьбой о создании единого федерального казенного предприятия «Аэропорты Восточной Сибири». В настоящее время рассматривается два варианта решения: либо аэропортовые комплексы трех регионов присоединят в качестве филиала к действующему ФКП «Аэропорты Красноярья», либо создадут собственную структуру. Решение должно быть оптимальным, в том числе и с точки зрения бюджетной эффективности.

Но независимо от решения о создании ФКП, власти Приангарья намерены развивать Международный аэропорт Иркутск как центральный авиаузел Восточной Сибири. Для этого делается очень много, уверен Сергей Ерощенко, в частности — закупается новая техника. Приангарье — один из немногих регионов страны, где в прошлом году появились три новых самолета Ан-148. Воздушные суда куплены в лизинг в рамках инвестиционного проекта при активной поддержке регионального правительства. На оплату авансовых платежей и часть лизинговых платежей за три воздушных судна Ан-148 из областного бюджета были перечислены более 142 млн рублей. Сергей Ерощенко объясняет, что при поддержке правительства и ресурсах бизнеса регион очень эффективно распорядился средствами: «Каждый Ан-148 стоит 720-740 млн рублей, в регионе их пока три. То есть каждый бюджетный рубль приносит за собой почти 10 рублей инвестиций. И самое главное, кроме того, что мы такую технику получили, мы существенно увеличили пассажиропоток. Иркутский аэропорт ежемесячно увеличивает число перевезенных пассажиров, причем не только за счет московских рейсов, но и за счет внутрирегиональных перевозок».

На приобретении трех самолетов регион не остановится: планируется, что в скором времени в Приангарье появится еще семь Ан-148, а также не менее десяти современных аналогов небольшого самолета Ан-2. В настоящее время обсуждается, какая современная модель больше всего подойдет под замену этой устаревшей крылатой машины. Вероятно, что в итоге решение будет принято в пользу 25-тиместного самолета чешского производства Л-410.

На фоне закупки малой авиационной техники Сергей Ерощенко не исключает возможности, что регион в определенный момент начнет параллельно развивать магистральную авиацию. «Когда мы говорим о туризме, нужно обязательно понимать, что Байкал — это не просто природное образование на территории Иркутской области. Это центр мирового туризма и многих других сфер развития именно в мировом отношении. Здесь мы имеем совсем другой подход, и, чтобы развивать это направление, нужна дальнемагистральная техника. Самолеты Ан-148 — это первый шаг в этом направлении», — подчеркнул губернатор.